россия

Участок Староримской дороги Херсонес-Харакс в Карадагском лесу

Оригинал взят у aquatek_filips в Участок Староримской дороги Херсонес-Харакс в Карадагском лесу

Староримская дорога является одним из наиболее спорных археологических памятников Крыма.
Эта дорога соединяла две крупные военные базы римлян – Херсонес и Харакс (мыс Ай-Тодор), проходя вдоль побережья через перевал Шайтан-Мердвень (Чертова лестница) в Байдарскую долину и далее через Симбалон (Балаклаву) в Херсонес.
Участков Староримской дороги, которые и сейчас можно увидеть, несколько, все они небольшие и, соединяя предгорные районы с Южным берегом Крыма, ведут через перевал Шайтан-Мердвень: Календская тропа – от села Подгорное, Мордвиновская дорога — от села Орлиное и еще одна дорога через урочище Карадагский лес в Байдарской долине от села Родниковое.

Староримская дорога в Карадагском лесу


2. Староримской (via militaris) дорога названа в память о римских легионерах, оказывавших помощь грекам в борьбе против скифов во второй половине I в. н. э.
Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. Однако через 20 лет Херсонес сам обратился за помощью, не в состоянии дать отпор наступающим войскам скифов. Рим не преминул использовать эту ситуацию, чтобы укрепить собственное влияние в Причерноморье.
Возглавил римский гарнизон легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильва, имевший в распоряжении силы XI Клавдиевого, I Италийского, V Македонского легионов и 40 кораблей Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте. Кроме форпоста римской армии в Крыму — Херсонеса, для контроля над обширными территориями было решено построить еще одну базу. Выбор пал на бывшее таврское укрепление на мысе Ай-Тодор.
Связь между базами осуществлялась морским путем, но этого было явно недостаточно. Римляне опасались штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море в осенне-зимний период, © источник Остров Крым и потому взялись за сооружение сухопутной дороги.
Староримская дорога в Карадагском лесу

3. Во многих местах сохранились насыпи и характерные для римского строительства дорог в горной местности подпорные стенки – «крепиды». Можно также увидеть и добротную булыжную отмостку, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которым еще в период Крымского ханства вменялась обязанность поддерживать дорогу в надлежащем виде, взамен на освобождение от уплаты налогов
Староримская дорога в Карадагском лесу

4. Обочины дороги во многих местах защищены завалами булыжника, что уберегает ее от "наступления" леса даже спустя сотни лет
Староримская дорога в Карадагском лесу

5. Дорога, по которой ступала нога римских легионеров, привлекательна вне зависимости от времени года. Зимой, пожалуй, особенно колоритен лес. Ветви деревьев образуют кружевной свод, а белый тоннель дороги увлекает вперед к неразгаданным тайнам.
Староримская дорога в Карадагском лесу

6. Стоит сказать, что в отношении существования в Крыму Староримской дороги мнение ученых разделяется. Оппоненты версии постройки дороги легионерами, утверждают, что римские солдаты всего лишь укрепляли и расширяли уже существовавшие в Крыму дороги. В пользу этой версии говорит тот факт, что здесь так не были найдены милевые столбы, являвшиеся обязательным атрибутом при римском дорожном строительстве.
Но известно, что Крым не раз удивлял археологов своими сокровищами и, возможно, разгадка этой тайны еще впереди.
Староримская дорога в Карадагском лесу

7. Схема расположения Староримской дороги (Чертова Лестница. Фирсов Л., 1973)

Зимняя серия продолжается. Не переключайтесь


Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

Лесные великаны Геофизическая пещера на Ай-Петри Летнее настроение Краны в закате Метель на Спирадах

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

(8) комментариев

  1. vaduhan_08 говорит:

    Же нова — это новое…. типа новгород?

  2. vaduhan_08 говорит:

    С чего бы это Нова — река? То что Нева была новая то это вполне понятно, но слово «ново» в большинстве языков — новое! Знаете как переводится нувориш — новый руский! А божоле нуво — новое божоле! женева — новгород, генуя это вариан женевы

  3. gilliotinus говорит:

    Я бы вот поостерегся полагаться на утвержденные официальной историей события — это все могло быть , но не тогда и не те делали это.полная подмена времени и участников событий — это конек официальной истории.Еще вопрос кто такие римляне и что такое Рим (Мир правильное название) когда он разцвел и пал, и вообще все все все надо пересматривать и переоценивать..А вот сама дорога очень интересная.

  4. rodline говорит:

    «дорог» — наоборот — «город». Всё верно, у города все стежки и пути сходятся в проторенную колею.
    Ты куда едешь? — А, в город! А из города — дорога…

    1. Лесок в этом месте уж никуда молоденький. Где это место?
    Может народ, конечно, порубал. Но и для этого леска достаточно завалить листвой камешки — и где она прелая засыпь?
    2.

    На римскую дорогу бренд не тянет (как нам Оф.И. этот бренд рисует)

  5. gilliotinus говорит:

    А название «Староримская» это откуда такое взялось, это официально она так называется, или название бытует среди народа?

    А насчет слова ГОРОД, это слово чаромутное, история его такова — ГАРД-ГРАД-ГОРОД..

  6. brant_1 говорит:

    Римские солдаты, прям как нынешние американские не могут без жопиной бумаги и пепси-колы, не могли пойти на войнушку без прямой дороги к ней. Ога, сначала строим мощеную дорогу, потом отправляемся по ней стройными рядами, а ворог стоит на том конце и ждет, когда легионы римлян подвалят… А кто нить пробовал ходить по тем валунам, да еще и в ботиночках на тонкой подошве да на босу ногу? Ну пусть попробует, далеко не уйдет. А уж про то, чтобы по тем булыжникам проехать на телеге… Если бошки у пассажиров и не отвалятся после пары километров, то сама телега точно рассыпется.

  7. vaduhan_08 говорит:

    Вообще то даже по официальной истории то что мы видим сейчас — полуфабликат, основа дороги… на ней сверху асфальт лежал раньше! Асфальт же римляне изобрели! Но со временем облетел… я не шучу!

  8. brant_1 говорит:

    А что там являлось связующим веществом? Я не в курсах. Если смола, то где они ее брали? Нынче то она это продукт переработки нефти, а разве римляне добывали нефть и могли ее перерабатывать? Не, конечно, есть и природные битумные озера, но че то как то по Европе их прямо скажем не густо, если не сказать ваще…

Обсуждение закрыто.