история наука техника технологии

ПОЛИСПАСТ. Как в древности поднимали большие тяжести….. посвящается любителям антигравитации…

Во время написания поста про «Кротонскую плотину» и «старую финскую дамбу» я обратил внимание на отверстия в каменных блоках разных сооружений, некоторые из которых относятся к античности, а некоторые к началу 20 века. В описании строительства Кротонской дамбы хорошо описан способ перемещения больших грузов в несколько тонн, причем по воздуху, не посредственно к месту укладки!https://modnizza.com/46075.html
Я выдвинул версию о том что этот способ и есть та самая таинственная «антигравитация» с помощью которой перемещали каменные блоки….
Сейчас, получив множественные сомнительные коментарии я решил дать информацию которую мы все проходили в школе но видать накрепко забыли….

СИЛОВЫЕ ПОЛИСПАСТЫ….цитата из Википедии
Пример схемы степенного (потенциального) полиспаста
В силовом полиспасте груз подвешивается к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывается к ветви каната, сбегающей с последнего из последовательно огибаемых канатом блоков. Сила натяжения каната (без учёта потерь на трение) определяется как частное от деления массы груза на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимается число ветвей каната, на которые распределяется груз).
Скоростные полиспасты
Скоростной полиспаст — по существу обращённый силовой полиспаст, то есть усилие (обычно от гидравлического или пневматического силового цилиндра) прикладывается к подвижной обойме, а груз подвешивается к сбегающему концу каната. Выигрыш в скорости при использовании такого полиспаста получается в результате увеличения высоты подъёма груза, которая равна произведению хода поршня силового цилиндра на кратность полиспаста. Во многих кранах по конструктивным соображениям механизм подъёма груза расположен не над крюковой обоймой. В этом случае появляется необходимость в установке между полиспастом и барабаном неподвижных направляющих блоков. Наибольшее применение в грузоподъёмных машинах находят:

Одинарные силовые полиспасты. В одинарных — один конец каната закреплён на барабане, другой на неподвижной части конструкции крана или крюковой обойме, барабан имеет нарезку в одну сторону.
Отношение скорости в ветви (для одинарных полиспастов) каната, набегающей на барабан, к скорости подъёма груза называют кратностью полиспаста. Её обозначают буквой «а». Недостатком схем одинарных полиспастов является нежелательное изменение нагрузки, действующей на опоры барабана при подъёме или опускании груза.

Сдвоенные силовые полиспасты. Сдвоенные: оба конца закреплены на барабане; барабан имеет нарезку в правую и левую стороны. Такие полиспасты можно рассматривать как два одинарных. Сдвоенный полиспаст имеет верхний блок, называемый уравнительным. Он предназначен для выравнивания длины ветвей каната при неравномерном их вытягивании. Уравнительный блок может быть заменён рычагом. При этом вместо одного каната устанавливаются два, что особенно выгодно в механизмах с большой кратностью, для которых требуются канаты большой длины. При чётной кратности уравнительный блок расположен на неподвижной оси, при нечётной кратности — на подвижной оси крюковой обоймы[1].
Применение
Обычно полиспаст является частью механизмов подъёма и изменения вылета стрелы подъёмных кранов и такелажных приспособлений. Самостоятельно полиспаст применяется для подъёма (опускания) небольших грузов (например, шлюпок на судах).
Сдвоенные полиспасты имеют широкое применение в механизмах подъёма многих кранов — мостовых, консольных, козловых и других, где постоянство давлений на опоры барабана во время подъёма или спуска груза важно для обеспечения равномерной загрузки металлоконструкции моста под обоими рельсами.
Полиспаст в альпинизме. В горном туризме и альпинизме полиспаст применяется для натяжения перил и переправ, для подъёма пострадавшего (например, провалившегося в трещину). Используется система из двух схватывающих узлов или механических зажимов, например жумаров. В промышленном альпинизме этот же принцип используется в такелажных работах при подъёме конструкций. Оригинальным решением специфического альпинистского полиспаста является так называемый полиспаст Мунтера.
Небольшие полиспасты используются для натяжения подвесных кабелей связи и силовых кабелей, а также несущих тросов при строительстве подвесных линий по столбам и по крышам домов: мускульная сила человека обычно не позволяет натянуть большой пролёт кабеля достаточно сильно.
Полиспаст может использоваться для вытягивания застрявшего в грунте автомобиля, если нет лебёдки.

Ну и на закуску и что бы точно вспомнить то, что нам показывали в школе…
http://www.youtube.com/watch?v=mPVCbWpa4Fo

(14) комментариев

  1. cvthnmtdhtzv говорит:

    теория подтверждается практикой — аксиома. Не кубик, 10х10х10 см, а КУБ — 3х3х3хм. например, сдвинте с места — тогда и поговорим о ваших интеллектуальных возможностях, застрявших на отметке шестого класса общеобразовательной школы. И напоследок — забаните же — ответьте на один простейший вопрос, который ставит вам подобных умников раком, а именно — если Великий Эд, строил свой Коралловый замок исключительно с помощью рычагов и полиспасты, что уж никак не является тайной, то какого хера он это делал исключительно в одиночку и НОЧЬЮ, когда риск получить травму возрастает многократно?! А ведь Эд Линдскалнен за все время строительства, даже, палец не поцарапал. Очень хотелось бы «приземлить» все необъяснимые мегалитические выкрутасы, но увы… Впрочем, к кому я обращаюсь…

  2. vaduhan_08 говорит:

    Это вопрос к Эду….. мне ни к чему сдвигать камушки интелектом, я кнопочки нажимаю…. а тяжести передвигать…. ну так это уже сделали за меня см..http://video.nur.kz/view=7y2ifze8

  3. cvthnmtdhtzv говорит:

    а, ну да… Когда по сути сказать нечего, аппелируем к дутым авторитетам и учебнику по физике за 6—й (даже не помню) класс. Дитятко, вумники, вроде тебя, не раз пытались опровергать незыблемые законы физики и механики на примерах масштабных моделей, но ВСЕГДА терпели позор и фиаско — не уподобляйся им — навозным мухам, экстрополирующих себя до масштабов слона. У тебя много ФАКТИЧЕСКОГО материала, что мне интересно, а вот размышления ваши, сударь, как по мне — убоги и не интересны, извините.

  4. cvthnmtdhtzv говорит:

    очередной обосравшийся… Только-только разгон взял и на тебе. Ну не хочешь и хрен с тобой — тебе же хуже, да и мне — давно мозги свои не мучал на такой груше, как ты.

  5. vaduhan_08 говорит:

    Что…. скушно в палате? Жарко поди…. таблетки то прячешь, не пьешь…. ремиссия дело тонкое, раз и кончилась и снова тянет писать формулы, на стенках, что голоса нашептывают…. врачам верить надо Дмитри-Аннушка!
    Ну как, без ошибок? Все запятые проставил?

  6. kino6nik говорит:

    Полиспаст — оно конечно. Ну, для подъёма тяжестей с его использованием нужны ещё мачты — очень прочные и устойчивые, да ещё и передвижные (проще говоря — самоходные подъёмные краны))), но то такое…

    А вот тема штыря (короткого, не части внутренней арматуры) с кольцом как способа подъёма каменных блоков действительно выглядит неубедительно. Вырвет этот штырёк…

    Но вообще за Вашими исследованиями слежу с интересом. Любопытно — куды ж оно вырулит, к какому выводу? ))

    С уважением и симпатией,

  7. vaduhan_08 говорит:

    А если два — три штырька да под острым углом к вектору тяги… а? А еще под углом к друг другу и крути камешек как хочешь….

  8. kino6nik говорит:

    Та не… Расколется камешек-то, материал-то довольно хрупкий, большой вес плюс неоднородности внутренней структуры и высоковероятное наличие трещин. Подвешивать его надо либо за внешний силовой каркас (обмотать верёвкой, тросом, проволокой, проще говоря), либо за внутренний (арматура).

    Ну, то есть — раскалываться будут не все камни, видимо, но — довольно изрядное их количество и, понятное дело — в самый неподходящий момент. Так на стройке не работают, замучаешься обломки камней и останки рабочих вывозить.

    Как вариант, такие штырьки могут быть как-то связаны с наружной облицовкой.

  9. vaduhan_08 говорит:

    Вы внимательно посмотрите на фото строительства Кротонской дамбы… и даже не у меня а в первоисточнике, там есть фото где блоки перевозят на канатах….

  10. ext_1801513 говорит:

    Это конечно так, но уже для блоков в несколько десятков тонн возникнут проблемы с прочностью мачт, канатов и крепежа такого блока. Сооружение крана для таких тяжестей задача не легче самой мегалитической постройки. Это фундамет, металлические тросы, рельсы от каменоломни до объекта, а если каменоломня далеко? Даже сейчас большинство строительных кранов имеют грузоподъёмность не более 10 тонн.
    А ведь в некоторых мегалитах есть блоки под тысячу тонн. Не всё так просто.

  11. vaduhan_08 говорит:

    Еще как не просто….в этом основной парадокс античности! И не только в этом…. но возможности людей надо четко определить, без фантазий, а тогда уже можно будет выделить то что к людям не относится! :-(((

  12. ext_1801513 говорит:

    Полностью согласен.
    А по поводу модной версии «гранитного бетона» — его просто нет, как и не было, полагаю. Искусственный камень сейчас — это гранитная и мраморная крошка в соединении с полимерами типа эпоксидки. Соответственно сугубо отделочное применение. И это всё.
    Есть ещё портленд, из него действительно можно возводить объекты различной формы и конфигурации, с применением арматуры. Стоит погуглить картинки по запросу монолитный фундамент и можно увидеть фундаменты различных форм и размеров, заливаемые и рассчитываемые в зависимости от нагрузок, грунта, грунтовых вод, климата, и т.д. Что мешало древним делать так же, пусть даже допустив наличие у них некоего «гранитного бетона», позволяющего залить фундамент любой формы?
    Вместо этого в мегалитических постройках применяются огромные блоки правильной формы из естественного камня, подогнанные с минимальными допусками, чтобы работать как единое, монолитное основание. Словно добыча, транспортировка и подгонка не составляли никаких проблем, и это было дешевле построения бетонного завода.
    Соответственно и масса этих блоков такова, чтобы компенсировать отсутствие монолитности. Сдаётся мне масса монолитного армированного фундамента была бы в разы меньше. Хотя тут всё зависит от нагрузок.

  13. sibirajak говорит:

    Разумеется. Правило рычага, никто не отменял.
    Но…
    Сопромат — штука вообще необходимая.
    И легкось подъёма каменных блоков с помощью блоков рычагов и прочих полиспастов, обязательно упрется в прочность деревянных опор, на которых по любому придетсяя крепить полиспасты, блоки и рычаги.
    Так что — вы хотите как хотите. Но больше 3-5 тонн на деревянной мачте не поднять. Может и больше. Тонн 7-8… Но это, совсем не мегалит.
    Кроме того — одна проушина для ремней — тросов и прочих креплений — маловато будет. Надо как минимум две.

  14. vaduhan_08 говорит:

    А вот здесь самая главная загадка и парадокс античности…. все подбираюсь! Люди могли двигать 2-6 тонн это предел прочности дерева и пеньковых веревок, ну 20 тонн с домкратами, лебедками но не тысячи!!!

Обсуждение закрыто.