общество

РИМСКОЕ ПРАВО. БОНЫ, МАНДАТЫ И АССИГНАТЫ.

История древнего Рима, как мы ее знаем со школы, это история — сказка — кто куда пошел и кого завоевал, кто сместил Цезаря и встал на его место, гладиаторские бои и прочий разврат в перемешку с кусочками античной культуры. Римское право изучают в юридических ВУЗах но судя по всему то же как некий далекий раритет, далекий от реальной жизни. Но именно в римском праве и закопана реальная история древнего РИМА, а при пристальном изучении оказывается и не такого уж и древнего а самого ближайшего прошлого.
В предыдущем посте про банкноты https://vaduhan-08.livejournal.com/393675.html мне открылась такая бездна новой информации, которую сложно оценить сразу, всю ее глубину и историческую значимость!!!
Как оказалось деньги в современном нам понятии появились только в самом конце 19 века! Средина 19 века это был некий переходный период (подробности дальше) а вот в предыдущем периоде в ходу были ассигнации и боны! Давайте разбираться что это такое и как это связано с древним РИМОМ.
Начнем с «бонов»

…» Боны (франц. — bon pour) — кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок от определённого лица или компании определённых ценностей.(важные нюанс — не обязательно денег — монет, а определенных ценностей!)
Боны в современном мире — это бумажные деньги, вышедшие из обращения.
Бонист — человек, коллекционирующий боны.
Боны — термин финансового права, означающий кредитный документ, дающий держателю его право на получение в известный срок от определенного лица или учреждения определенной ценности. Таким образом, предметом бона могут быть всякого рода ценности, то есть как предметы, предоставляемые в уплату натурою, напр. хлеб, мясо, табак и т. п., так и эквивалент их, деньги, причем в последнем случае сумма их, выраженная в этом документе, состоит по большей части из следуемого к уплате капитала вместе с причитающимися к сроку платежа процентами. Этот вид обязательственных документов получил особенно обширное применение во Франции, откуда и произошло его название. В этой стране название бонов носят весьма многие денежные обязательства, подробнее описанные ниже.»
ОТ сюда — https://ru.wikipedia.org/wiki/Боны_(финансы)
Там дальше много интересного, например про боны почтовые, у нас они выпускались до 20го века и назывались — «марки — деньги», то есть почтовые марки клеились на конверт как уплата за работу почты, но и принимались к оплате за товары и услуги и как деньги!!! (я не знал о такой функции)
Но вернемся к Римскому праву…
Что бы хоть немного понимать дальнейшее повествование я советую прочитать небольшую статейку про два основных вида собственности — по квиритскому праву и по бонитарному https://law.wikireading.ru/48409
Здесь еще проще — http://fb.ru/article/325213/bonitarnaya-sobstvennost-v-rimskom-prave-priznaki
Короче говоря, в риме было два вида вступление в права обладания чем либо — квиритское право, это по праву рождения и наследования от «ОТЦА» так сказать, или если римлялин уже был сам ОТЦОМ, то есть эмансипирован, то второй вариант это передача права обладания по «традиции» — собиралось пять правообладателей и заключали «при свидетелях» акт о переходе «права обладания»
Другой вариант, это бонитарное «право-обладание», ну или если говорить современным языком — право собственности (тут есть оговорки)
Так вот, тут главный момент, в том что по бонитарному праву, в правообладание мог вступить любой гражданин рима и даже не гражданин и даже раб!
Но это было не безоговорочное право собственности, а только — дающий держателю его право на получение в известный срок от определенного лица или учреждения определенной ценности. (см выше про боны!) Ну например раб за определенные действия получал мешок картошки и ни кто его отнять у него не имел права! Это его! Или лошадь на пару дней или еще чего.
Бонитарное право очень сложное в своих нюансах и на каждый случай имелась своя оговорка и особые условия.
Если вы еще не заметили то мы потихоньку из древнего рима перебераемся во «францию» с его бонусами и БОНА ПАРТАМИ.
По римскому праву есть один интересный прециндент — супруги могли иметь раздельную собственность, то есть ОТЕЦ имел свою, МАТЬ свою, доставшуюся ей от своих родственников ( тут тоже были оговорки, она не могла например, ее продать или передать мужу) и еще могли иметь и «общую» собственность! Право ОТЦА при этом не распространялось на собственность его жены. СЫН мог получить право от ОТЦА на его собственность по квиритскому праву только после Имансипации — то есть вступления в права, как правило после смерти ОТЦА. НО МОГ ВСТУПИТЬ В ПРАВА ПО БОНИТАРНОМУ ПРАВУ НА СОБСТВЕННОСТЬ МАТЕРИ!!!! Причем еще при жизни матери!!!
Такое вступление в права на собственность матери называлось — «БОНА ПАРТЕ», как нам пишут историки, это переводится как «лучшая доля» или «хорошая участь»… не спорю!
Это как например есть у меня сынок и есть машина, сынок вырос до 18 вел и говорит — папашку отдай машину покататься, а я ему — фигушки мне и самому еще надо… а мамашка из своих сбережений взяла и купила машину сыночку любимому, да еще и получше моей! Причем учтите что по римскому праву сынок еще, без разрешения отца как бы и не может за руль садиться, но блин вот случилось! Что говорит папашка злобный? Ну блин я тебе рога то поотшибаю! И поотшибал!
…. Сделаю лирическое отступление… если вы думаете что выражение поотшибать рога имеет чисто филосовское значение то ошибаетесь!
Был в нашей истории один сынок такой — Константин Павлович, сын Павла первого, царь польский и прочаая. Так вот мама у него была из Вюртембергского дома, символом которого и стали отбитые рога!!! Честное слово!!! Ха ха ха! Очень важный дом был… но после известных событий последовавших сильно измельчал!

Ну да ладно, вернемся в наш древний рим!
Как известно Екатерина Великая ввела в обращения ассигнации — как бы первые бумажные деньги. Но что удивительно так это то что впервые в обиход ассигнации вошли именно в древнем РИМЕ!
Но начну я не с ассигнатов а с — Агнаты (лат. agnati, agnatio) — в древнеримском праве вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке.
Агнатами назывались лица, соединённые воедино под покровом родительской власти или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился ещё в живых. К агнатам принадлежал не только отец семейства (лат. pater familias) и дети, прижитые им в законном браке, но и дети сыновей этой семьи, жена отца семейства, невестка его, равно посторонние лица, принятые в семейство через усыновление. По древнему римскому праву на агнатстве основывались все права, вытекавшие из семейного союза, и в частности — право наследства. В том случае, когда сын или дочь известной семьи переходили в чужой дом, первый по усыновлению, а вторая через замужество, они лишались покровительства старого (прежнего) главы семейства (pater familias) и всяких прав на участие в наследстве. Те же последствия влекла за собой потеря римского гражданства и утрата свободы.
Агнатом в Риме считался всякий свободный от родительской власти римский гражданин, даже если он не имел сыновей. Ульпиан по этому поводу писал: «Домовладыкой называется тот, которому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына»
Были еще и Когнаты (лат. cognati — «родственники») — в римском праве лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники. В поздней империи когнаты могли быть определены в качестве наследников наряду с агнатами.
Так вот, были еще АССИГНАНТЫ И АССИГНАТОРЫ!!!
….»Ассигнационный приказ — (jussus, Assignation). Приказ, данный одним лицом (А) другому лицу (В) получить деньги или иные ценности от третьего лица (С) за счет первого (А), сам по себе не есть поручение, а содержит только, с одной стороны, полномочие, данное первым лицом (А) второму (В) получить что-либо от третьего (С) (схема: получи вместо меня с такого-то), а с другой стороны, предложение первого (А) по адресу третьего (С) доставить что-либо второму (В); (схема: плати или обещай, вместо того, чтобы платить или обещать мне, такому-то). — Но так как весьма часто такие приказы вместе с тем являются поручением (особенно часто по адресу того, кому предлагается произвести уплату или вообще доставить что-либо другому лицу), то учение об ассигнационном приказе традиционно излагается в связи с учением о договоре поручения. У римлян такие приказы носили название jussus или delegatio. В настоящее время употребляют термин «ассигнация», «ассигнировать», а участников называют: 1) лицо, дающее приказ, (А) — ассигнантом; 2) лицо, через которое передается приказ и которое уполномочивается на получение, (В) — ассигнатором, 3) лицо, которому предлагается произвести уплату или доставить что-либо, (С) — ассигнатом; Ассигнат может быть должником ассигнанта и последний — должником ассигнатария, так что ассигнация может иметь целью доставить ассигнатарию удовлетворение в счет его долга; но, конечно, это не единственная возможная комбинация. Ассигнация сама по себе не прекращает обязательственного отношения, которое могло существовать до этого времени между ассигнантом и ассигнатарием; первый продолжает отвечать пред вторым, если последний не получит уплаты от ассигнанта (см. подробности у Дернбурга. Указ. соч. Т. II. § 19). ВООБЩЕМ ТО ВСЕ НЕ ТАК УЖ И СЛОЖНО!

Ну и несколько слов о мандате! Помните из кинофильма — «Козырь, наш мантат!»
…»Договор поручения. Поручением (mandatum) называется договор, на основании которого одно лицо (mandatarius) обязывается заключить какую-нибудь сделку или исполнить что-либо согласно воле другого лица (mandans), не требуя притом никакого вознаграждения. Объектом мандата могут служить только дозволенные, имеющие быть совершенными, сделки или действия. На мандатария может быть возложено либо заключение одной какой-нибудь сделки, либо целого ряда их, либо заведывание всеми делами манданта. В современном праве договор поручения нередко связан с выдачею доверенности.»

Вот такой вот древний рим!

(14) комментариев

  1. sacredcultural говорит:

    «вступление в права на собственность матери называлось — «БОНА ПАРТЕ»
    чудесненько!!!
    Известный девиз Наполеона «Nous Apoleon Bona Parte» можно понимать теперь как «отныне вступаю в права на собственность матери отчего и присваиваю себе титул Аполеон».

    Известно, что «корсиканец» прибрал к себе Римскую империю. И никто при этом особо не возражал. Так может быть, он прибрал ее по закону? По материнскому, так сказать, праву…

    Если в XIX веке видеть «евангельское» время, то Наполеон есть тот, кто в писаниях назван Иоанном Крестителем — старший сын принцессы Марианны, незаконно отстраненной от власти в Иудее [Риме]. Александр также является ее сыном, и потому в письмах к «корсиканцу» называл того братом. Впрочем, Александру не понравилось, что империя матери досталась Бонапарту и, чуть позже, оспорил его права.

    Слева направо: Креститель, Наполеон и снова Креститель.

    В Апокалипсисе есть персонаж с именем Аполлион. Типа плохой чувак, «царь саранчи». Есть еще четыре всадника. Того, кто на белом коне кличут Завоевателем.

    Не помню у кого была версия, что Апокалипсис был адресован Крестителю. Если это так, то неудивительно, что в пророчестве заложена программа его действий…

  2. vaduhan_08 говорит:

    Посмотрите историю дома «отбитых рогов» там многие ответы.

  3. gipnomanul говорит:

    а Каганат — это всего лишь родня по женской линии. Ну и кто такой Каган (Коган, Кхан, Хан)?

  4. vaduhan_08 говорит:

    Коханый — любимый!

  5. vaduhan_08 говорит:

    Самое интересно что похоже на то что это наше будущее но в цифровом варианте.

  6. volkizyriya говорит:

    jussus — это что? иисус?

  7. vaduhan_08 говорит:

    Типа того…

  8. volkizyriya говорит:

    А-хре-неть!!! Получается, мы вечные должники? он был ассигнант, мы ассигнаты, а нами управляют ассигнаторы???

  9. vaduhan_08 говорит:

    Ну не так вот прям — сложнее все! Но не менее интересно….

  10. volkizyriya говорит:

    Ждём! ))) Туго простому люду доходит))) только начинаю вырубаться в то, что вы писали два-три года назад)))

  11. volkizyriya говорит:

    Но картинка уже легче и легче складывается. Не хватает знаний, постоянно возвращаешься к старому материалу и фактам, но уже совсем под другим углом ложится и понятнее.

  12. ext_4538687 говорит:

    Ув. Вадим! Тут у вас в блоге обсуждаются различные варианты истории человеческого общества. Кроме одного самого конспирологического варианта! А ведь к этому варианту нас постоянно отправляет современная культура. Фильмы, такие как Матрица, Шоу Трумэна, Тринадцатый Этаж и другие лидеры кинопроката. А так же множество книг литературы постмодерна.
    Понятно, что никому не хочется быть «жителем» виртуального мира, на много интереснее играть в виртуальную реальность, надев шлем на голову.
    Но вот мне недавно попалась статья на Хабре, читаю этот сайт, чтоб быть в курсе новостей всеобщей компьтеризации))
    Написал программист этих самых виртуальных миров. Очень занятное чтение! И 500 комментов особенно))
    Вот ссылка https://habr.com/ru/post/437938/ Двенадцать способов понять, что находишься в виртуальной реальности

  13. vaduhan_08 говорит:

    Читал я спасибо! Тут то все просто как раз — виртуальный мир нам создает наш мозг. Если он работает хорошо то и модель близка к реальности, если не очень, то далека, очень далеко бывает такой «виртуальный» мир.

Обсуждение закрыто.