история

ВОЛХОВСКИЕ ПОРОГИ. Путь из варягов в греки и назад….

Вопрос о порогах на пути из варяг в греки не простой, на нем повисла вся современная история и даже некоторые альтернативные взгляды на историю появления и развитие Петербургской Руси!
Когда я писал про Мариинскую водную систему, оказалось что это гораздо более обширная система включает в себя Вышневолоцкую и Тихвинскую! Читать здесь:https://modnizza.com/36110.html Она была сделана для пользования… но вот не задача — оказалось что в ее ключевых местах были непроходимые пороги… то есть из греков в варяги еще можно было за деньги и с помощью специальных лоцманов, а вот против течения на порогах делать нечего! Не за какие деньги! На этом пути первыми существуют Невские пороги или их еще называют Ивановскими, по официальной истории судоходства, река была с одностороним судоходством до 1930х годов и это судоходство было очень опасным! Проблемму окончательно победили после работ в 1970х годах когда расширили и сделали фарватер и то вверх по реке суда проводит специальный диспедчер, так как сейчас течение составляет 4-5 метров в секунду! Кто ходил на лодках и байдарках по рекам знает что это очень приличное течение, руками не выгребешь!
Ну так вот оказалось что на реке Волхов тоже были пороги до строительства в 1923 году Волховской ГЭС! Вот так Олеарий «увидел» проход через пороги но волхове.

08.jpg

Посконно-русские волхвующие «историки» видят проходы порогов так…

blog_entry_584312.jpg

А я мелкий байдарочник вижу проход порогов против течения так….

ladoga.kirill.2010.001.8607.jpg

А по течению, особенно когда вода еще большая, так…

04.jpg
Что же из себя представляют волховские пороги? Мне попалась одна книжечка где описывается мужик который ловил сига на порогах — он там был особенный, волховский….
—Ловля сигов в порогах производилась весьма оригинальным способом, не имеющим аналогов в России. Он был основан на простом принципе — вылавливании рыбы, борющейся против течения на мелких местах реки, с помощью приспособленного для этого сачка.
До сооружения плотины Волховской ГЭС глубина в порогах весной доходила до 1,8 м, а осенью колебалась от одного метра до 30 см. В половодье сигов ловили прямо с берега, где сама природа сделала уступы к воде. В остальное время рыболовы заходили в воду по пояс. Кроме сачка необходимым снаряжением каждого рыбака являлся специальный кожаный костюм, который состоял из куртки («балахонца») и длинных, доходящих до подмышек брюк, сшитых вместе с сапогами («кожана»). Для непромокаемости весь костюм тщательно пропитывался жидким дегтем, иногда с примесью воска или сала. На ноги одевались лапти, к которым веревками прикреплялись железные четырехугольные подковы с заостренными шипами. Такие подковы, каждая весом до 2,5 килограммов, обеспечивали рыбаку устойчивость против сильного течения в порогах и передвижение по скользкому дну. Зайдя в воду, насколько позволяла глубина, рыбаки, осыпаемые брызгами волн, черпали сачками сигов из струящегося потока реки. Попала рыба в сачок — рука рыболова чувствует, взмах — и сиг пойман….
Вот так описывает официальная история освоение этой зоны и жизнь вокруг нее, я не удержался и дам длинную выдержку, там очень интересно написано про археологические исследования в зоне затопления Волховской ГЭС…и про Адама Олеария тоже — великого сплавщика по порогам от 4 до 6 уровня сложности! :-)))

….»Естественным препятствием на водном пути являются пороги. В нижнем течении Волхова они начинаются примерно в 9 км от Ладожского поселения. Здесь река, пробив известняковую толщу, имеет крутые, местами отвесные берега, достигающие высоты 16—21 м. Пойма фактически отсутствует. Быстрое и сильное течение затрудняет движение вверх по реке. Но главную опасность представляют пороги, скрытые ныне водами Волховской ГЭС. Статистика кораблекрушений прошлого века свидетельствует о гибели в год десятков судов.
Система прохождения порогов и соответствующая организация известны с XIII в. по торговому договору Новгорода с немецкими городами и ярко описаны Адамом Олеарием, проезжавшим пороги в 1634 г. К какому времени относится сложение этой системы можно судить только по данным археологии, определив момент формирования поселенческой агломерации в районе порогов.
Ряд памятников в районе порогов хорошо известен с прошлого века. В 1884 г. Н. Е. Бранденбург предпринял в с. Михаил-Архангел раскопки грандиозной насыпи, предполагая отыскать могилу Олега Вещего. Особое внимание уделялось изучению поселения у д. Новые Дубовики. В 1952 г. его раскопки вела Невская экспедиция под руководством Н. Н. Гуриной, а в 1972 г. исследования продолжил Е. Н. Носов. В 1990 г., в связи со строительством нового автодорожного моста, экспедицией под руководством автора была раскопана 9 метровая 1 сопка.
Однако, систематического изучения памятников в районе порогов и выявления древней системы расселения не проводилось. В 1997 г. в рамках программы «Поселения на порогах», финансировавшейся мэрией г. Волхов, такая попытка была предпринята. Ниже приводятся предварительные результаты. При самом начале порогов, если плыть вверх по течению, на правом берегу Волхова при впадении в него ручья Мельник находилось городище, ныне уничтоженное карьером. К сожалению, точные его размеры и характер укреплений неизвестны. С юга и востока к нему примыкало неукрепленное поселение. Неоднократные обмеры показали, что его площадь превышала 6 га, и, возможно, учитывая разрушение прилегающей территории карьерами и железной дорогой, весьма значительно. Раскопы Н. Н. Гуриной (ок. 100 кв. м.), Е. Н. Носова (170 кв. м.) и С. Л. Кузьмина (100 кв. м.) закладывались по краю карьера, к югу от левого берега высохшего ручья Мельник.
Раскоп 1997 г. подтвердил предположение Е. Н. Носова о том, что данный участок связан с хозяйственно-производственной зоной. Отчетливых следов жилищ, как и в раскопе 1972 г., здесь не обнаружено, зато в изобилии встречены металлические шлаки, крицы, найдены тигель и льячка. Среди индивидуальных находок следует отметить бронзовую бутылко-видную подвеску и медную пряжку с подпрямоугольной рамкой с вогнутыми сторонами. Бутылковидные подвески характерны для финно-угорского населения Волго-Окского междуречья во 2-й пол. 1 тыс. н.э., однако территориально ближайшими находками являются подвески с городища Холопий городок в верховьях Волхова. Здесь они найдены в слое безусловно относящемуся к IX в. Датировка пряжек, аналогичных нашей находке, так же не выходит за рамки IX в. Таким образом, раскопки этого сезона подтвердили нижнюю дату поселения — IX в., возможно, его первая половина. Однако, представленное у некоторых исследователей мнение о прекращении жизни на нем до сер. X в. лишено основания. В подъемном материале встречены фрагменты гончарной керамики X—XI вв.
Особое значение для понимания роли Новых Дубовиков, их места среди памятников Поволховья имеют связанные с ним группы сопок. К северу от поселения находилось 7 сопок. До настоящего времени хорошо сохранилась одна насыпь (17—IV по нумерации В. П. Петренко, используемой нами ниже). Из грабительской ямы в ее вершине происходит лепная урна с кальцинированными костями, среди которых находились салтовский перстень, орнаментированный накосник, цепочка и фрагмент браслета. Севернее ее располагались остатки насыпи 17—III, исследованные в 1997 г.
Насыпь сильно пострадала. С западной стороны ее основной объем рухнул в карьер по разработке плитняка, а остальные полы пострадали от построек деревни. Однако, установлена ее внутренняя структура, реконструированы размеры. Но одно из самых интересных наблюдений сделано под первоначальной насыпью. На материке были открыты следы распашки на древнем поле, а на уровне границы погребенной почвы и насыпи следы ритуальной распашки. Сохранились отпечатки травянистых растений. Учитывая, что под сопкой 17 — II распашка не обнаружена, можно определить границу пахотных полей к северу от поселения. В центре первоначальной насыпи выявлены остатки столба.
Сопка 17 — II сооружалась в три этапа. На первом был вырезан материковый останец высотой до 1 м. Диаметр образовавшейся площадки составил ок. 17 м. В центре ее была сложена куча камней. Затем был насыпан кольцевой валик и заполнено внутреннее пространство им ограниченное. На первом этапе сопка выглядела как курган с плоской вершиной, диаметром около 18 м, высотой 2,5—2,7 м. По основанию была сооружена каменная кладка в один ряд валунов. На втором этапе высота насыпи была доведена до 6,5 м. На ее вершине устроено кольцо из валунов. В нем помещались остатки кремаций, совершенных на стороне. Выявлено не менее 5 погребений. Три находились в лепных урнах, их инвентарь скуден: железные ножи и подчетырехугольная железная пряжка. Вероятно, это мужские захоронения. Инвентарь двух женских погребений напротив богат. Два набора разнообразных бус, разнотипные бронзовые браслеты, трапециевидная подвеска, накосники, височное кольцо с завитком наружу, обрывки цепочки, пронизки-спиральки. На основании инвентаря, в первую очередь наборов бус, погребения можно отнести к 2-й пол. IX-1-й пол. X вв., возможно, уже — рубежом IX — X вв. Радиоуглеродный анализ подтверждает эту дату (определение С. Г. Попова). Окончательный вид сопка приобретает в результате третьей досыпки, достигнув диаметра 28—30 м и высоты 8,7—9,1 м. В центре сопки выявлены остатки столба, прослеженного почти на всю высоту последней досыпки. Поверхность сопки сильно пострадала, но в тех местах, где дерн сохранился, в нем выявлены россыпи кальцинированных костей и фрагменты лепной и гончарной керамики. Еще три сопки находились к югу от поселения. Две крупные насыпи полностью уничтожены, одна, выявленная только в 1997 г., сохранилась. Таким образом, поселение окружало не менее десятка сопок, большинство из них достигало в высоту 7—9 м.
Схожесть инвентаря, деталей технологии строительства и внутренней структуры сопок говорят, по всей видимости, об относительной краткости хронологического инвентаря их возведения. По совокупности данных, он может быть предварительно определен как 2-я пол. IX—1-я 1/3 X в. Вероятно, это время наивысшего расцвета связанного с ними поселения. Южный конец комплекса памятников у д. Новые Дубовики находится у восточного края плотины Волховской ГЭС. На противоположном берегу Волхова, у другого западного края плотины находится церковь Архангела Михаила. К югу от нее в 1884 г. Н. Е. Бранденбург раскопал огромную сопку, достигавшую 10,5 м высоты, и древнерусский грунтовый могильник XI—XII вв. при ней. Анализ фотографий строительства Волховской ГЭС показал, что останец сопки № 145 (21-1), исследованной Н. Е. Бранденбургом,примыкает с юга к дому Графтио (музей истории г. Волхов). Еще южнее находились две небольшие сопки и замыкала группу большая насыпь 22-1, традиционно связывающаяся с д. Шкурина Горка.
К северу от этой группы сопок выявлено крупное поселение. Лепная и гончарная керамика собраны на площади до 5— 6 га. Разведочные раскопы показали наличие культурного слоя мощностью до 0,5 м. Однако, на вскрытых участках выделить непотревоженные напластования не удалось. Среди находок, относящихся к раннему периоду, следует выделить лезвие боевого топора и предмет типа дьяковского грузика. Нет сомнений в отождествлении открытого поселения с Михайловским погостом писцовых книг, центром Порожской волости. Не исключено, что в X в. в процессе становления системы погостов ключевая роль пункта при начале порогов перешла от поселения у д. Новые Дубовики к Михаило-Архангельскому. Еще южнее на левом берегу Волхова при впадении в него ручья, на стрелке в д. Шкурина Горка расположено небольшое поселение. Из верхних слоев шурфа происходят фрагменты лепной и гончарной XIV—XVI вв. керамики. Это, пожалуй, единственное место откуда просматривается почти весь район порогов.
Немного выше по течению, напротив Шкуриной Горки, так же при впадении ручья, у одного из самых опасных участков порогов расположено поселение известное из писцовых книг как село Петропавлоское. Именно отсюда голштинский путешественник Адам Олеарий, проезжавший в Москву в 1634 г., изобразил прохождение порогов. В районе ныне не существующей церкви Петра и Павла, изображенной на упомянутой гравюре, обнаружен пробитый в известняковой толще коренного берега Волхова спуск к воде. Нет сомнений в его древнем происхождении. Здесь же, до подъема воды в результате строительства ГЭС, находился проходимый летом брод. Жизнь на поселении началась по крайней мере в раннем железном веке. Среди подъемного материала помимо керамики найден нож с горбатой спинкой.
Находки лепной керамики конца 1 тыс. н.э. позволяют говорить, что данное поселение включилось в единую систему расселения вокруг порогов не позднее X в. Его площадь предварительно оценивается в 3—4 га.
По всей вероятности, это далеко не все поселения составлявшие агломерацию, плотно «обложившую» пороги. По крайней мере с середины XIII в. известна жестко регламетированная система обеспечения прохождения порогов, восходящая несомненно к более раннему времени. Пороги служили надежным заслоном для непрошенных гостей с севера. Отвесные двадцатиметровые известняковые берега, стремительное встречное течение, невозможность обходного маневра, наконец, многочисленное, несомненно вооруженное население описанной агломерации лучшим образом заменяли мощную крепость.
Судя по всему, ярл Эйрик захвативший Ладогу в 997 г., либо не смог, либо не рискнул пройти Волховские пороги.»
Вот так вот история у нас делает что то копали что-то раскопали но ни чего особенного, какое то Рюриково городище, где то Синеус там бродил…. но вобщем то места дикие и до прихода Олеария Адама людей то нормальных там и отродясь не было… дикие люди жили одним словом!
Но меня очень зацепила эта Волховская ГЭС! Видите ли в чем дело — пороги на реке понятны вполне когда река имеет хороший уклон в одну сторону и тогда на сильном уклоне возникают на скальных выступах пороги…. но Волхов и Нева реки РАВНИННЫЕ, на волхове даже описаны ситуации когда воды Ладоги подпирали Волхов так что течение было обратным! Правда давно это было… еще до ГЭС!(?) Значит пароги на такой реке могут быть в местах сужения и где дно резко поднимается за счет появившихся на дне камней! Именно так и объясняется Ивановский порог — гряда идет по дну, поперек течения! Однако… смущает тенденция… ключевые места — пороги! Нева, Волхов, Днепр, Нил с Асуанскими порогами до постройки Асуанской ГЭС. Фото Волховских порогов я не нашел а вот Днепровских нашел — очень интересно!

dneprovskie-porogi-33.jpg
dneprovskie-porogi-29.jpg
dneprovskie-porogi-28.jpg
dneprovskie-porogi-23.jpg
dneprovskie-porogi-21.jpg
dneprovskie-porogi-15.jpg
dneprovskie-porogi-4.jpg

Жаль маленькие почему-то но все равно хорошо видны блоки и всякие мегалиты! Я думаю что если сейчас шарахнуть по днепровской плотине зарядом килотонн в 200 то лет через сто будет такая же картина!
Вот что я нашел про строительство Волховской ГЭС.

IMG_6214-001-1024x683.jpg
IMG_6208-1024x682.jpg
IMG_6193-001.jpg
volhov_08.jpg
volhov_07.jpg
volhov_03.jpg
shatura_04.jpg
shatura_02.jpg

Раз это сейчас удобное место для плотины то и раньше оно могло быть удобным… мы же видели на мариинской водной системе старые гранитом уделанные шлюзы с огромными металическими конструкциями и все стараниями Петра первого и А. Меньшикова и компании.
Места там вокруг очень интересные, на Ладоге вот есть например дамба, очень похожая на ту, что кто то из исследователей америки, показал в своем посте! Я думаю что те кто построил такую дамбу мог запросто делать плотины и шлюзы из больших камней которые нарезали например на Воотоваре, то же рядом…

2be20a86e7dfc8b257924599537.jpg

2a135ded1c13cb27736fd09c929_prev.jpg

Вот такие скромные мегалитики полигональные!
Много остатков » старых плотин» некоторые даже используются как малые местные электростанции!

2013_ladoga1A_asilan2.jpg

А недалеко от этих мест есть удивительный остров Сааремаа — где есть и форт звезда по верх которого стоит «средневековая» башня и на острове есть воронки которые официально признаны воронками метеоритными, древними очень правда но хорошо сохранившимися…. фины они бережливые к природе! Не затаптывают воронки!

kaali-crater-saaremaa.jpg

(14) комментариев

  1. vaduhan_08 говорит:

    А пути из Птера в Шлисельбург мешал? То ТО же!

  2. yuri_ost говорит:

    Иловайский полагал, что по Днепру только спускались, а обратно шли через Дон, затем Миус или Кальмиус, затем в реки, впадающие в Днепр уже выше порогов. Мелководность некоторых участков он объяснял вырубкой лесов. Но в любом случае мы упираемся в «волоки», которые посуху мой товарищ (тоже водник — байдарочник и рафтингист) считает нереальными. Он полагает, что для волока должны были быть хоть какие-то каналы, хотя бы не глубокие, но с водой и может быть бревенчатым дном, где, например, при помощи тяглового скота, могли бы волочить суда.

    К слову сказать, на нескольких старых картах, там где переволок из Волги в Дон, нарисован канал, соединяющий обе реки.

    P.S. Читаю ваш журнал не так давно, может быть то, о чем я сейчас пишу, уже разбиралось.

  3. vaduhan_08 говорит:

    Из греков в варяги пожалуйста по течению на худой конец по «большой» воде можно и пороги пройти но не от Питера вверх против течения! На этом же нормандская теория держится! В том то и дело когда этот путь описывают о невских порогах и волховских не слова!!! и что от питера надо вверх против течения идти!

  4. izofatov говорит:

    А мысля про плотины верная—как вариант недалеко от Красноярска- в урочище Ергаки сохранилась допотопная дамба-плотина—расщеты делал исследователь геофизик Туэлло—он утверждает -что обьем воды акамулируемой в этом водохранилище всего в два раза меньше современного Красноярского водохранилища-моря при гэс

  5. vaduhan_08 говорит:

    Дайте ссылку пожалуйста раз уж про плотины и пороги такая история пошла….

  6. rodom_iz_tiflis говорит:

    Давайте подумаем логически.
    Староладожский канал, длиной более 100 км! прорыли потому, что судоходству якобы мешал суровый норов Ладоги. Из этого следует, что судоходство — было!

    Кроме Невы существовал (и существует) проход через Выбор и Сайменский канал. Вот, нашел такое изображение, на нем виден альтернативный путь в Ладогу кроме Невы.

    Второе — вот что пишут про Ивановские пороги:
    «Северная часть Ладожского озера находилась в области более быстрого поднятия земной коры, чем южная. Вследствие этого, протока на севере Карельского перешейка постепенно отмирала. Ладога начала переполняться. Воды озера покрыли значительные участки суши на южном побережье, затопив торфяники, древесную растительность и стоянки доисторического человека. Наполнение озера продолжалось до тех пор, пока его воды не затопили всю долину реки Мги и не подошли к узкому перешейку, разделявшему реки Мгу и Тосну. Наконец, воды озера, поднявшись более чем на 12 м и превысив уровень моря на 17-18 м, хлынули через водораздел и устремились по готовому руслу реки Тосны к Финскому заливу. В результате этого прорыва около 4000-4500 лет назад образовалась река Нева. В месте прорыва остались знаменитые Ивановские пороги.»

    Это означает, что Ладога сливалась с озером Ильмень. То есть если в момент разлива Ладоги уже существовал Великий Новгород, то он был бы портом на берегу Ладоги!

    Где-то встречал, что вроде бы была старинная медаль с изображением Петербурга без Невы. Давайте сделаем фантастическое предположение: прорыв Ладоги — рукотворное явление, которое понизило уровень Ладоги примерно на 12 метров, сильно затруднив судоходство до Москвы. Косвенно это может объяснить, почему Петербург скорее откапывали, чем строили — по-видимому, его просто занесло огромным слоем наносов?

  7. vaduhan_08 говорит:

    Нет…. это значит совсем другое… это значит что тот кто писал ЭТО стоял рядом в момент подвижки плит и наблюдал как формировалась Нева, так получается…. вот вы мне привели менение кого то основанное черте знает на чем! А я вижу единую систему по крайней мере от Шлисельбурга до Питера с одним уровнем воды и построек и вижу дурацкое подводное нагромождение камней поперек фарватера которое мешает судоходству….вы что предлагаете мне подумать что те инженеры которые планировали этот путь от Ладоги до Питера и укатывали в гранит берега не соображали что далать! не было в момент строительства ни каких порогов нева может и образовалась так как вам говорят но какое это отношение имеет к наблюдаемой ситуации!???

  8. ext_1719933 говорит:

    На морску тему — недавно наткнулась на интересную карту (1630_Willem Janszoon Blaeu)
    Видны парусники.
    И на Каспии и в Архенгельске — справа картинка
    А нам говорят, что флот строил Пётр I. Или я чего-то не знаю.

  9. vaduhan_08 говорит:

    90893d4e71cc
    Вы много чего не знаете — вот подводный флот первой мировой войны а на заднем плане парусный фрегат вполне спокойно!

  10. ext_3061278 говорит:

    Во всех рассуждениях есть одна методологическая ошибка.Прошлое рассматривается по современным картам,а это чуть-чуть неверно.
    Водная система вокруг СПб было несколько другой.
    Пример-факт.Крепость города Копорье,примерно в 70 км от Питера и км 15 от ФЗ.Сама крепость стоит на берегу оврага,который видимо раньше был рекой,Или вообще там берег Залива был.Потому что без воды,там крепость не имеет вообще никакого смысла строить.
    Еще есть такая Крепость Карела,стоящая так же как Шлиссельбургская перед Ладогой на Вуоксе.

  11. vaduhan_08 говорит:

    А можно узнать… вы так уверенно говорите…. присутствовали при строительстве или при планировании…. нет? тогда позвольте вам напомнить употребляются другие обороты речи….. — мне кажется или как мне известно, или на мой взгляд…. я ведь такие употребляю выражения или оговариваюсь что я цитирую других людей….. с этим надо быть осторожным…. не то к вам вырастет очередь страждущих элексир бессмертия!!! :-))))

  12. zodchi1 говорит:

    почему-то блокирубтся посты и изображения…

  13. pbicb_pyc говорит:

    Здравия желаю! Нашёл Ваше сообщение, буду читать.
    Но вот только сразу хотелось бы уточнить общие положения (пишу для всех интересующихся):
    1. кто такие греки? Если это жители полуострова Пелопонес, то они исторически — эллины и до сих пор считают сам себя эллинами. Кто и когда стал называть их греками, а их культуру и язык — греческими? Есть эллинский язык и есть культура эллинского народа. сам там был в прошлом году, всё видел своими глазами и слышал своими ушами. Кто упорно насаждает нам, что эллины — это греки, а эллинская культура — греческая? Про «древнюю Грецию» я вообще промолчу.
    2. Народы тех лет, вероятно, греками стали называть людей, живших в пределах Византийской империи, но локализованных в том месте, где находится Босфор — это так называемый перекрёсток торговых путей тех времён. И «греки» для них, скорее всего, обозначали некую корпорацию, а лучше сказать группировку сборщиков дани за проезд через Босфор, ростовщиков, менял, торговцев-спекулянтов, и прочей публики, жаждащей «наварить» на этом «перекрёстке».
    И поэтому путь «из варяг в греки» мог означать не буквально «идти до греков», а нечто другое.
    Варягами, кстати, я считаю западных славян-солеваров (на территориях их земель сегодня простирается Германия и немцы до сих пор добывают здесь соль). Славяне, владевшие тогда солеварением, были богатыми людьми, соль была в спросе и потому, естесственно, имели много денег и много чего могли. Не потому ли немцы и взялись за них круто?
    Извините, много писать не могу, завтра в 5 утра на работу.

  14. masia84 говорит:

    Байдарка как похожа на «Луч»…. аж ностальгия пробила!

Обсуждение закрыто.