история общество

НЕВА — КАНАЛ. Мариинская водная система. (продолжение)

Когда я писал о Мариинской водной системе и о реке Волхов мне все представлялось гораздо проще:https://modnizza.com/35202.html Я конечно выдвинул спорное предположение, что Волхов это рукотворный канал, но это, как оказалось, мелочь по сравнению с тем что из себя представляет Нева! Еще раз что такое мариинская система…

1382965147_05.jpg
Казалось бы старый и известный путь из балтики в Вогу и каспий… все ясно и понятно — суда ходят туда сюда, множество раз в разных источниках это все описано! В коментариях много чего написали и разные версии, альтернативны взгляды на историю конечно же, вплоть до потопа! Я предполагая что Нева являясь важнейшей артерией всей системы тоже может быть каналом стал искать этому подтверждение…. и обнаружил Ивановские пороги!

f679a3.jpg


Ива́новские поро́ги — верхняя часть древнего водораздела между Тосной и Мгой, который существовал до образования Невы.
Пороги представляют собой двухкилометровый участок Невы между устьями впадающих в неё рек Святки и Тосны (на левом берегу Невы в этом месте находится мачтопропиточный завод и порт города Отрадное, на правом — деревня Большие Пороги). Посередине этого участка, у узкого мыса Святки, вдающегося в русло реки, она имеет минимальную ширину — 210 метров и наибольшую скорость течения — до 3-4 метров в секунду. До недавнего времени этот отрезок Невы был самым сложным для судоходства. Малая глубина, наличие подводных камней и отмелей, быстрое течение представляли большую опасность для судов. Огибая отмель (Ивановскую луду) у левого берега реки, основной водоток разделяется на две ветви. На правой возможно движение судов вверх и вниз по реке; она называется спусковым фарватером. Левым протоком пользуются только небольшие суда, следующие к истоку Невы; её называют взводным фарватером.

С открытием Волго-Балта движение по Неве значительно увеличилось. Чтобы обеспечить нормальные условия судоходства в районе Ивановских порогов, в 1973—1978 годы Невско-Ладожский технический участок пути выполнил здесь большой объём взрывных и дноуглубительных работ, срезав каменную мель. В результате, скорость течения реки значительно снизилась, спусковой фарватер стал шире и глубже — его ширина возросла с 85 до 160 метров, что сделало возможным двухстороннее движение судов.
Понятно о чем речь идет? Двухстороннее движение судов стало возможным только в 70х годах 20 столетия! То есть вниз по течению через пороги было опасно и сложно но возможно, а вот вверх против течения через пороги не возможно!!!
Что бы понять что такое скорость течения 3-4 метра с секунду вглядитесь в это фото.

s_a_685_2119.jpg

Это бакен на фарватере склонен течением, против такого течения на слабом моторе и думать нечего…ни какие волоки и бурлаки не утащут! Но ведь система существует и именно для прохода до Петербурга! Иначе вся ее значимость просто обнуляется! Все три водные системы — Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская имеют выход в балтику только через Неву! Нева очень странная река — самая короткая из всех полноводных рек мира, по сути дела это сток из Ладожского озера, это даже сток всей водной системы, ее единственный сток! И тут такая заковыка — ивановские пороги, которые как бы и не должны существовать!

800px-BogoYavlensky_sobor_Tzninski_kanal.JPG

Вот на старой карте из как бы и нет

000002.jpg

s1.jpg

s2.jpg

1.jpg
На некоторых картах есть что то типа черточки поперек, есть форты-звезды, но каких то специальных надписей типа: — ОСТОРОЖНО!!! Ивановские пороги, нет!
Река судоходна, поскольку широких отмелей и кос на Неве нигде нет, а берега почти всюду приглубые, что позволяет судам подходить к ним вплотную, за исключением немногих мест. В конце XIX века была устроена Уткина Заводь для отстоя судов на реке. Является крупной водной магистралью, входящей в состав Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. В связи с неудовлетворительной пропускной способностью Невы, сильно ограниченной сводящимися днём мостами, неоднократно поднимался вопрос о строительстве канала — дублёра Невы, начиная с XVII века. Нева доступна для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт; зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт. Через Неву поступают импортные грузы для разных районов страны…… Прочитаешь и даже и не поймешь где тут подвох! Я дам большую выдержку из описания поломников проход Ивановских порогов вниз по течению!!! еще раз скажу… вниз по течению!!!!
Знаменитые и коварные Ивановские (Невские) пороги, служившие когда-то одним из главных препятствий судоходства на Неве, наводили на людей едва ли не суеверный страх. Место это считалось проклятым, гиблым. Пассажиры и даже опытные команды судов всегда облегченно вздыхали, миновав это место: «Пронесло!».

ДУРНАЯ ПРИМЕТА
Как отмечалось в изданном в 1912 году петербургским Тенишевским училищем специальном путеводителе «Образовательные поездки в средней школе», «невские пороги должны с первого взгляда разочаровать всякого, кто наблюдает их с заранее сложившимся представлением о надводных и подводных камнях, о пенящейся и скачущей каскадами воде. Они ничем не выделяют себя, кроме как стремительностью течения, узостью фарватера и крупной рябью на поверхности реки. Причина порожистости заключается в том, что здесь течение реки пересекает обнажающийся на дне каменный кряж».
Несмотря на производившиеся работы по расчистке фарватера, едва ли не каждый год на Ивановских порогах случались какие-нибудь происшествия. Одной из жертв Ивановских порогов стал в начале июля 1892-го пароход «Валаамо», на котором возвращались в Петербург богомольцы, посетившие Валаамский монастырь на праздник Петра и Павла. Вместе с «Валаамо» с острова в столицу отправились еще два парохода с богомольцами – «Петр I» и «Койта».
Стоял сильнейший туман, и корабли шли по Ладожскому озеру буквально на ощупь. Тяжелее всех пришлось пароходу «Валаамо», который, из-за плохой видимости, отделился от других кораблей и едва не налетел на каменистый риф, а потом, потеряв верный курс, запутался в рыбачьих неводах и сетях. Прибыв к вечеру в Шлиссельбург, пассажиры не скрывали свою радость, что им удалось добраться живыми: одни плакали, как дети, другие, собравшись в кучки, пели божественные гимны.
Однако, как оказалось, беда подстерегала впереди. Недаром в народе бытовало поверье, что не было ни одного года, когда бы возвращение богомольцев с Валаама обошлось бы без бури или других экстремальных обстоятельств. Увы, это дурное поверье подтвердилось, хотя ничего мистического в том, что случилось с «Валаамо» на Ивановских порогах, не было…

«ВАЛААМО»
ЕЩЕ ПОВЕЗЛО…
Итак, переждав в Шлиссельбурге туман, «Валаамо» двинулся дальше к Петербургу. Дойдя до Островков, он бросил якорь, поскольку с капитанского мостика из-за тумана не было даже видно, что делается на баке. Предосторожность предписывала ждать хорошей погоды, тем более, что впереди, всего в двух верстах, лежали знаменитые Ивановские пороги, проходить которые боялись даже днем. Однако капитан был уверен в себе и в четыре часа утра дал полный ход. Уже через час пароход налетел на камни и стал тонуть. Над Невой понеслись крики: «Спасите! Тонем!».
К счастью, из-за того же злополучного тумана, под самыми порогами, у села Ивановского, стояло несколько буксирных пароходов и много лодок. Они пришли первыми на помощь. Потом подошли также пароходы «Петр I» и «Койта». Благодаря близости берега всех пассажиров удалось спасти.
Одна дама с терпевшего бедствие судна в панике бросилась в воду, но ее тут же вытащили и привели в чувство. Оправившись от шока, пассажиры «Валаамо» тотчас же пригласили священника и тут же, на берегу Невы, отслужили благодарственный молебен за избавление от неминуемой смерти, в шаге от которой они находились. Затем богомольцы продолжили свой путь в Петербург: «Петр I» принял с разбившегося корабля 106 пассажиров, «Койта» — около 40 человек, а остальные из трехсот пассажиров «Валаамо» пересели на невские пароходы.
Вот как выглядела картина катастрофы глазами очевидца: «Пункт гибели парохода оказался саженях в ста от самых порогов. Это – каменистая луда, на которой сидят два громадных, конусообразных камня, огражденных плавучим веслом. Когда идешь по течению, оно должно быть оставлено саженях в десяти влево. За туманом его не видели, и «Валаамо» с хода ткнулся о камень носом и разворотил всю переднюю часть корпуса. Пароход буквально сидит на камне, как на игле, глубина реки в этом месте по крайней мере три сажени. Если бы несчастный «Валаамо» уклонился бы еще малость в сторону и попал бы между двух камней, то его окончательно раздавило бы, и тогда Бог знает, сколько бы осталось в живых».

НЕ ПО ВИНЕ
КОМАНДЫ
По факту катастрофы на Ивановских порогах, как это и полагается, проводилась проверка. Команда «Валаамо» настаивала на том, что пароход был крепок, имел достаточную команду и был снабжен всеми принадлежностями для плавания, поэтому несчастье произошло совершенно не по вине или нерадению команды. Причиной катастрофы капитан «Валаамо» называл сильный туман и невозможность остановить пароход из-за сильного течения, а также из-за того, что судно не слушалось руля…
Увы, катастрофа парохода «Валаамо» была не первой и не последней трагедией на печально знаменитых Ивановских порогах. Иногда они сопровождались человеческими жертвами. Чтобы избавиться от этого проклятого места, на порогах неоднократно проводились дноуглубительные работы.
Одна из таких операций проводилась в районе порогов, близ пристаней «Отрадное» и «Пирогова», в начале 1913 года, когда Нева была скована льдом, и осуществлялась на средства министерства путей сообщения. Впоследствии Неву здесь чистили еще не раз. Окончательно Ивановские пороги ликвидировали только в 1930-х годах: фарватер спрямили и расширили взрывными работами. Теперь Ивановских порогов больше не существует — они сохранились лишь в названии этого наиболее узкого отрезка Невы. Но и сегодня это место остается объектом пристального внимания тех, кто идет по Неве. Считается, что Ивановские пороги – место очень серьезное.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ

Вот так уважаемые читатели… вот вам и мариинская система! Вот и экспансия Ольденбургов из Питера — как из базы!
Но ведь система есть и есть множество каналов, берега которых от самого Питера закатанны в гранит! Мне думается, что те кто смог закатать берега в гранит на том месте, где сейчас пороги создали гидротехническое сооружение регулирующее сбросы двух рек в этом районе, может это были шлюзы…. а вот их развалины и стали теми подводными камнями — Ивановскими порогами!

(15) комментариев

  1. pashkovdv говорит:

    Искал инфу, каким было Онежское озеро до постройки свирских ГЭС и вот что нашел: «Водохранилище ГЭС затопило Свирские пороги, обеспечив судоходство по реке Свирь».
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1

  2. sibirjk61 говорит:

    Отличная статья ! ВЫ славно по трудились, да и находка того стоит, примите поздравление..
    На мой взгляд, система создавалась не как судоходная, а для ТРАНСПОРТИРОВКИ огромного количества ТЕКУЩЕЙ, ПРЕСНОЙ ВОДЫ.

  3. vaduhan_08 говорит:

    Спасибо на добром слове! Да в общем то каналы и роют с целью — доставки воды, или точнее перераспределения, за одно если получается то и транспортная система….. но какова по сложности система, каков объем, и ведь представьте что описаны случаи тока воды в волхове наоборот — то есть переполняется ладога больше чем нужно — вода уходит в волхов например, там же шлюзы во множестве, где то осушение происходит — земледелие начианется вместо долот — а их там как «грязи» :-)))) Сложнейшая система, а то что было на месте иваноских порогов было ключевым управляющим механизмом!

  4. kontrabasist_so говорит:

    Нева — канал? Прорыт, например, лет 300-400 назад?
    Тогда куда мелководье Финского залива (из-за наносов Невы) девать будем?
    Чтобы получились такие наносы, Нева минимум несколько десятков тысяч лет течь должна
    И пришлось даже прорыть из-за этого морской канал, чтобы суда до С.Петербурга доходить могли

  5. vaduhan_08 говорит:

    Я не писал что нева конал… хотел сначала… и не писал что он прорыт 300- 400 лет назад! Я написал что есть невские пороги которые напроч отметают экспансию с Питера спускаться по системе можно только вниз…. значит она была раньше до событий которые привели к появлению порогов иначе она не нудна или эскпансия была в европу из росии при петре — окно прорубил все таки

  6. sibirjk61 говорит:

    В финском заливе есть местечко где подводные лодки проходят испытания опускаясь на глубину 200 м.
    212097_600215211_600
    Так что, наносы здесь от другого.

  7. rodom_iz_tiflis говорит:

    Шлиссельбург расположен, как я понимаю, выше порогов, на Неве?

    Что и от кого он запирал? Мне в названии слышется не столько немецкий «ключ», сколько немецко-русское «шлюз». Шлюзельбург? Город на шлюзах?

  8. vaduhan_08 говорит:

    Со шлиссером надо разбираться!!

  9. sibved говорит:

    Вполне возможно. На древнем Днепре тоже была каменная дамба: http://sibved.livejournal.com/71616.html

  10. vaduhan_08 говорит:

    И асуанская наверное из тех же опер!!!! Ч давно руки чесал на днепровские пороги…. видели там ссылку на открытки — там же полигональщина и мегалитщина!!!

  11. segodnya_today говорит:

    Спасибо за исследования. На мой взгляд — упущено то, что какое-то время назад уровни суши и воды были другими. Например , на памятной медале «Властвовал обоюдными странами» отчетливо видны Невские озера. А остров Коневец там — полуостров.

  12. vaduhan_08 говорит:

    Если сейчас воды больше значит раньше было еще хуже!

  13. bioplant говорит:

    Хватит чушь распространять.
    на момент штурма Орешка вода в Неве была значительно выше теперешнего уровня, о чём ярко свидетельствует полностью пересохший Первый обводной Ладожский канал. Сейчас его дно примерно на метр выше уровня Невы, вот почему во второй половине 18-го века был прорыт Новый обводной Ладожский канал, намного ближе к Неве, фактически по обнажившемуся в процессе ухода воды дну. Именно из-за этих давно известных специалистам процессов стены теперешней крепости стоят на 3 метра выше уровня Невы, а раньше уходили в воду.
    http://istclub.ru/topic/1396-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%E2%84%966-1693-1694-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%89%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D1%83%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB/

    пороги не при чём

  14. ty4ka_ept говорит:

    Масштабы утраченного просто поражают.

  15. ext_835268 говорит:

    Я как-то утащил с сайта temples точка ru координаты всех сохранившихся храмов постройки с 1400 по 1760 год, т.е. вcё старое, но не сильно легендарное, и разместил их на карте. По положению церквей видно, что транспортные системы в местах прокладки наших Тихвинской и Мариинской водных систем уже существовали до их официальной постройки. каждая точка это церковь.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Цепочки церквей в соответствующих местах видны невооруженным глазом, вокруг — пустота. Где церковь — там крупное и не бедное поселение. Земледелие в тех краях рискованное — это может быть только дорога.

Обсуждение закрыто.