история техника

КОЛЕСО. Нет ничего проще?

Я потерял последний стыд, я замахнулся на святое, на КОЛЕСО! История колеса теряется в глубокой древности…. как водится, еще в древнем египте не просто пользовались колесом, а скакали на боевых колесницах! Вавилон, древний Шумер, естественно древнейший Китай все скакали на колесницах! На боевых колесницах!

images.jpg

Вопрос из школьного учебника… ответ на него такой — потому что у богатеньких египтянов были подшипники! Я не шучу!
Что такое колесо? Все знают конечно…мальчишка, который палочкой гоняет кольцо от бочки, или бревна которые подкладывали под тяжести при из перемещении — это не колесо! Вопрос настолько простой, что он ставит в тупик как вопрос взрослого дяди к взрослой тете от куда дети берутся. Тот кто задается таким вопросом вызывает сомнения в умственной полноценности… этот вопрос табу!
На самом деле колесо это высоко технологичное изделие гораздо сложнее лопаты или пилы, потому что колес как минимум два и они должны образовывать колесную пару! У вас был велосипед, знаете почему колесо крутится? Так вот колеса в телеге еще сложнее потому что два колеса надеты на одну ось! Колеса должны быть одинаковые по диаметру, по весу и они должны быть сбалансированы! Вот вы когда меняете колеса своей машины и проходите балансировку не задумываетесь для чего, да? Ну что голова включилась? Способны воспринимать информацию про колеса? Ну а теперь посмотрим на Египетские колеса фараонов.

5n19-037.jpgРИС.1
tutchariot.jpgРИС.2
Я бы на такую повозку не сел — убъешся через 100 метров! В этом сарае небогатого египтянина не колеса, а поделки школьного урока труда — там нет ни одного одинакового колеса! Вы себе к машине почему не покупаете колеса разного диаметра? Почему диски надо править когда они погнулись? Потому что все начинает бить и колотиться и разваливается! Причем заметьте, я не говорю о материале, может они и титановые, но это не колеса!
Ну ладно, теперь о главном! Вот представим себе, что на станке с ЧПУ мы выточили два совершенно одинаковых колеса из эбенового дерева, выточили ось на токарном станке и одели колеса на ось, а сверху поставили телегу, ну не телегу, а легкую, из титановых сплавов повозку боевую. Нам рессоры не нужны у нас ноги боевые выдержат! Все, поехали….. опаньки, а колеса то загорелись, что такое? А потому что без подшипников это не езда, а добывание огня! Понятно о чем я? Если дерево тереть о дерево, даже металл о металл то это все сильно нагревается а при нагревании расширяется и еще сильнее трется друг о друга, ну если кони сильные! Короче говоря нужны подшипники и то место в колесе где ось вставляется в колесо называется ступица! Когда вы учились на вождение то мат часть естественно не проходили и что такое ступица современного колеса не знаете…. я покажу, как выглядит ступица простой деревенской телеги!

скачанные файлы (1).jpgРИС.3

18361926.jpgРИС.4

11176674_html_m5737cc81.pngРИС.5

То есть колесо на ось, как бублик на палец не оденешь — нужна ступица и она кстати есть на «древних» повозках фараонов. То что вы видите на этих фото, не древние телеги из музея — это современные деревенские телеги, которые производит до сих пор! Если при раскопках какого нибудь «древнейшего» засыпанного песками городища находит такое колесо — это не значит что город древний, просто туда внуки на каникулы на машинах не приехали! Повезло им!
Но ступица еще не все, в ступице главное подшипник! Это такое устройство которое уменьшает трение между деталями.

plain_bearing.jpgРИС.6
lubr.jpgРИС.7
В зазор между валом и корпусом подшипника заливают смазку, раньше заливали деготь, сало. Это называется подшипник скольжения, он вполне может обеспечить некоторое движение но до тех пор пока в подшипнике смазка и движение не быстрое… то есть как раз для деревенской телеги, медленно с чувством и расстановкой! Официально подшипники скольжения существуют с древних времен! А знаете почему, а потому, что египет древний и там рассекали все кому не лень на боевых колесницах, логика простая. Но как бы в тоже время подшипники скольжения широкое распространение в современном виде — а это все таки металл, а не дерево, получили в конце 18 века. Но тут опять… потому что есть телега на которой Петр первый ездил, тот который на коне скакал без седла и стремян! Карета была, а стремян не было, покрайней мере так он изображен на своем главном памятнике — «медный всадник».
Вот карета Петра первого в Архангельске, судя по всему, ее двойник лежит в Египте в музее фараона! Хотя судя по рессорам очень сомнительно — из какой стали делали рессоры в 18 веке? Кованные рессоры это еще тот вопрос!

Motor3.jpg

Ну а что бы быстро ездить хотябы так же быстро как велосипед нужны уже другие подшипники — качения, например шарикоподшипники!

podshipnik111.jpg

А станок для формирования шариков придуман только в начале 19 века!

(37) комментариев

  1. xspline говорит:

    Таки да! А ведь действительно всё перед глазами — на одном уроке учат про «добывание огня путём трения палочек», а на другом рассказывают про колесницы. Ведь действительно далеко без подшипника не уедешь

  2. vaduhan_08 говорит:

    Ну да, а Египет и РИм с боевыми колесницами куда деть?

  3. ext_1784863 говорит:

    интересна на войне колесница. на какой кочке вылетят возница и стрелок?или только на дорогах воевали с более менее ровным покрытием

  4. mylnikovdm говорит:

    А на кой им вообще нужна колесница, если можно ехать на коне верхом? И быстрее, и безопаснее, да и ломаться на кочках и колдобинах нечему.

  5. ampecs говорит:

    Значит до изобретения подшипника скорость передвижения была минимальной или по одному на лошади. И всякие пушки перевозить не могли и грузы. Причём после потопа не находили никаких подшипников. Может и передвигались по другому ? 0_о

  6. vaduhan_08 говорит:

    Ну зачем же так буквально — были подшипники скольжения — войлочные прокладки и прочие, но уж ни каких колесниц скоростных, так перевезти кое что тихонько, а весь египет и прочий рим так это 18 век!

  7. kino6nik говорит:

    Ничего святого нет у Вас ))

    Но — таки да. Возразить нечего. Очередной респект и уважуха за возможность заново посмотреть на, казалось бы, очевидные вещи.

    «Древний Египет» (по крайней мере — боевые колесницы) как игры реконструкторов 19-го века… неожиданно, но — вполне возможно.

  8. kino6nik говорит:

    Справедливости ради надо сказать о баббите. Втулки из него — промежуточное решение между тележными ступицами на дёгте и подшипниками качения. И температура плавления у баббита низкая

  9. mylnikovdm говорит:

    Браво!

  10. mednik58 говорит:

    Ни коня, ни воза. В смысле, что лошадей в Евразии тоже не было. Игорь Грек хорошо эту тему раскачал. Кроме того, животноводства и землепашества тоже не было. Пока всё это добро аборигенам не всучили, как стеклянные бусы.

  11. sergey_gorin говорит:

    а ссылочкой не поделитесь?

  12. sergey_gorin говорит:

    выходит, что и колесницы были не особо боевые))) а так — вяловатенькие

  13. kino6nik говорит:

    В общем — хорошо бы сесть на египетскую колесницу, да и проехаться.

    Я вот тут посмотрел на беговую качалку (тележку для лошадиных бегов)… Ну да, там всё ради скорости, понятно, однако же — наездник там почти лежит, и всё это на ровной дороге, и тележка сделана по самым современным технологиям, минимального веса… А представить наездника стоящим в деревянной колеснице и бросащим копья как-то не получается.

    Ну, или колесницы были тихоходные.

  14. apxiv говорит:

    да легко, роликовые подшипники обнаруживали в свайных поселениях Швейцарии, и вот например:

    Здесь еще и путеизмеритель Витрувия, который и в 19 веке работал;)))

  15. kino6nik говорит:

    А что роликами служило в таком подшипнике?

    И, кстати, роликовый подшипник — подшипник качения, а не скольжения. Ну, историки картинку подписывали.

  16. axsmyth говорит:

    Тут уже многие упоминали и вентилятор компьютерный на латунном подшипнике скольжения, и всё же очень невысокие скорости колесниц, даже по сравнению с современными скачками эти скорости просто смехотворны.
    Нужно добавить ещё тот факт, что разный диаметр колёс никакой рои не играет, коль каждое колесо вращается совершенно независимо от других. На мой взгляд тогдашние колёса больше подобны современным гусеницам, от которых никто не требует суперточности и суперсимметричности. А то, что запаса прочности боевой колесницы вряд ли хватит на десяток боёв, так если на один хватит, то и того достаточно.
    Вообще, идея интересная, но техническая сторона вопроса автором проработана очень поверхностно.
    Интересно было бы узнать, что же всё-таки произойдёт с деревом за четыре с лишним тысячи лет. Если эти деревяшки там действительно столько пролежали. Вот реально? А то встречаешь упоминания, что вот, окаменело дескать. А в другом месте — что за несколько сотен (не тысяч) лет в земле ничего не остаётся не только от дерева, но и от железа. Только кости более менее сохраняются. Ну и разумеется, что эти противоположные заявления делаются с абсолютно научным апломбом.

  17. johngek говорит:
  18. vaduhan_08 говорит:

    Спасибо, очень интересно особенно применение современных инструментов, однако я так и не понял что они в ступицу всунули вместо подшипника???

  19. anunah_com говорит:

    А вывод где? Всё брехня?)) Ваще то простейший вид подшипника — роликовый, игольчатый. Особых проблем с изготовлением оных наверное не испытывали даже очень древние египтяне.

  20. kino6nik говорит:

    А как древние египтяне делали роликовые игольчатые подшипники?

  21. st_pit говорит:

    Минутка несерьезности))

    (без названия)

  22. vaduhan_08 говорит:

    Вернитесь в реальность тема поста не рессоры и не колесницы, а колесо вообще, как широко применимое изделие античности, которое могло обеспечить передвижение людей и тяжестей по РАЗНЫМ дорогам плохим или хорошим…. и вообще то вопрос даже не столько в колесе сколько в «древности » античности….. если допустить что за 2000 лет колесо не изменилось а подшипники появились в 19 веке, то это парадокс, либо античность была в 18 веке, то в этом случае парадокса нет! Ясна вам мысль которая предполагалась к обсуждению…. не теряйтесь в рассуждениях иначе они становятся не понятны, Вас трудно воспринимать становится… не все же имеют такой грандиозный по ширине восприятия и запасу знаний интелект…мы людишеи простые нам потихоньку надо…. а вы сразу свою тайнопись подсовываете и большие фотографии…. они пугают нас…..

  23. ext_1457549 говорит:

    Дал подсказку (рассекретил) еще в 1842 в поэме «Мёртвые ду́ши» Николай Васильевич Гоголь.
    … два русские мужика … сделали замечания: «Вишь ты», сказал один другому, «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» — «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», отвечал другой.

  24. alexandrafl говорит:

    Может все таки можно без подшипников?
    Китай

    Вавилон

  25. vaduhan_08 говорит:

    Оно конечно можно и без подшипников, только ездить не будет! Подшипники тем есть однозначно… вопрос когда это было или кто сделал подшипники? Если вы сейчас увидите фото австралийского аборигена всего в боевой раскраске и с часами сейко на руке — что в этом будет не правильно? абориген дикий, дата его жизни или часы сейко….так и тут, просто вы раньше не обращали внимание на часы на руке…. а они были!

  26. ext_2207425 говорит:

    Если вы сейчас увидите фото австралийского аборигена всего в боевой раскраске и с часами сейко на руке Вот кстати про австралийского аборигена — сидел он такой наетый напитый, в ухе ковырялся, дай-ка сделаю такую палку чтоб обратно возвращалась если кинуть. Произвёл в уме простенькие расчёты, взял каменное рубило, да ивырезал себе бумеранг.

  27. full_sid говорит:

    Судя по размеру обода на фотке, там ещё и камера была!

  28. videoelektronic говорит:

    Самые очевидные рассуждения приводят нас к выводам о том, что земное человечество уже давно контролируют Цивилизации более развитые из других звёздных систем. Контроль с целью как минимум выращивани ядружественной себе цивилизации и не допущения возникновения враждебной цивилизации.
    Причём, скорее всего между различными цивилизациями пришельцев идут постоянные военные конфликты.
    Наблюдаемые разрушения, вами упоминаемые, скорее всего есть последствия разборок между теми, кто контролировал человечекую цивилизацию в прошлом и теми, кто пришёл к этому контролю сейчас.
    Контролёры сменились, отсюда различны технологии, применяемые нами до и после. Возможно, что некоторое время после изгнания старых контроллеров и приходом новых многие человеческие сообщества вообще были предоставлены сами себе и использовали некие оставшиеся от прежних хозяев технические штуки, а так же руины сооружений.

  29. vaduhan_08 говорит:

    Ну тут уже как говорится поле для фантазий безгранично!

  30. ext_728701 говорит:

    Автор что у Вас было по физике в школе?

  31. vaduhan_08 говорит:

    А что родителей в школу вызовешь? Ну все прорвало, говнище полилось, что у вас в школе по физике было? Пять у меня было! Ну и что теперь будешь делать……

  32. ext_728701 говорит:

    А теперь отличник по физике объясните популярно нафига Вам обязательно сажать колесо на подшипник скольжения в случаях когда колесо вращается вместе с осью?

  33. wedun26 говорит:

    Боже, какая сказочная чушь! ;))))
    1) Для скоростей меньше 50 км/час балансировка не требуется.
    2) Колесницы больше 10-15 км/час и на срок больше 10 минут разогнать невозможно. Тупо нечем было. Ну не пони же там кроссы давали?
    3) Суточный пробег повозки по нормативу из устава РККА — 20 км/сутки. Для древнего времени норматив можно смело урезать вдвое — породистых лошадей тогда не существовало.
    Подшипник из пропитанной дегтем пакли нагрузки при скоростях 2 км/час неделю-другую выдержит запросто. Потом ТО — и можно ехать дальше.

  34. vaduhan_08 говорит:

    Что чушь — не очень понятно? То что нарисовали древние египтяне, или римляне, или то что выставили как колесница фараона — боевая колесница, или то что там колеса разные даже на глаз….. с уставом РККА я и не спорил…… и лошади кстати на рисунках обычно просто красавицы! Пародистые гады! Ну и где тут чушь……рисунки есть, повозки есть….. а подшипника для них, я имею ввиду не пакля с дегтем, нет???

  35. maxodeva говорит:

    При всем уважении к тому, что Вы делаете и тем фактам, которые раскапываете, Вас в какой-то момент занесло…
    За древних египтян не скажу какие у них были колесницы, для кого и когда, а вот что повозки типа колесница есть на петроглифах по Евразии от Монголии до Кавказа, и что такие же есть в Сахаре — это точно. Вот здесь, например, можно посмотреть http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2004/12/03.html . Едут там человечки именно как на колеснице, если что — видела петроглифы своими глазами на Алтае. С датировками все сложно, официально — бронзовый век. Такой тип повозки был распространен по Евразии, их находят в захоронениях не только знатных людей, есть находки колесниц в Аркаиме.
    Это я все к чему — развитие технологии и особенно компьютеры нас избаловали, мы утрачиваем технологии ручные, когда появляются аналогичные технологические. Например, раньше арифметические расчеты велись вручную, на бумажке, с применением таблиц Брадиса, логарифмических линеек и наверно еще чего-то уже забытого. В начале 80-х еще учили считать на логарифмической линейке синусы/косинусы/логарифмы, я уже только про это знаю, но не умею, а еще пара поколений — и вообще утеряется что это такое и зачем. И будет альтернативщик будущего писать, что » в 19 веке не было компов, значит вычислений не могли сложных делать, а значит никакой астрономии не было :)».
    Возможно, что мы за нынешними технологиями не видим каких простых «ручных» вариантов реализации «невозможных» вещей.

  36. vaduhan_08 говорит:

    Вот и причем здесь я…. :::-)))! Ведь я дал фото колесниц из захоронения тутанхомона!!! Египетского фараона! Естественно есть и петроглифы и всякие другие изображения древнейших колесниц, и в аркаиме и где угодно находят эти колесницы! Но причем здесь компьютеры? Есть колесо есть вал, ось значит должен быть подшипник! Точка!!! Если бы мне сказали в школе что у древних египтян, лемурийцев, аркаимцев и прочих в кузнице стоял токарный станок с ссупортом и что он придуман в незапямятные времена а не Нартовым в конце 18 века я бы и слова не сказал, есть токарный станок с супортом значит есть и ось к телеге и подшипник! А так извините или Нартов в 18 веке или колесницы 2000 лет назад с примитивными технологиями! Должно быть что то одно! Но именно то что история человеков и история инженеров не сходится меня и удивляет! А все потому что историю человеков писали писатели а не инженеры! Слава богу!

  37. yulia_enka говорит:

    таки любопытно было бы посмотреть поближе всякие древние колесницы (фараоновы, от гиксосов etc), реконструировать и тест-драйв устроить

Обсуждение закрыто.