искусство

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Основы антропометрии.

В предыдущем посте про «Великого Дюрера»https://modnizza.com/327378.html я обещал рассказать про основные проколы создателей мифа древней истории «Дюрера» как такового и истории искусства вообще. Основать доказательство искусственной древности великого художника на истории бумаги и красок совершенно не возможно — бумага существовала с «древнейших времен» и даже в древнем Египте имели полноценный набор красок и создавали чудесные «Фаюмские портреты» https://modnizza.com/27831.html, которые по красочности и мастерству ни чем не уступают портретной живописи «эпохи возрождения» да и любого другого времени вплоть до 19 века.
Но создатели «Дюрера» работали в своем времени и естественно, вольно или не вольно, несли отпечаток знания и культурных традиций среды в которой они существовали!
Первая половина 19 века было временем великих открытий, люди познавали мир, познавали себя, строили гипотезы о происхождении человека и его месте в мире, мерили линейкой и циркулем все подряд и искали законометрости, объяснения законам природы.
Естественно, первое что стали мерить и сопоставлять результаты измерений, это был сам человек, его тело! Вот тут то Альбрехт Дюрер отметился по полной!

d0e5e87cd9ebdb20a3134475e988447e.jpg

955865.jpg

6c14b68f7eac215455dcb83419a8e1eb.jpg

6books4.jpg

3-durer.jpg

Это не просто рисунки человеческих пропорций, это таблицы антропологических ориентиров, таких рисунков у Дюрера великое множество. Дюрер четко дает ориентиры, точки для измерений основных пареметром человеческого тела. Мы до сих пор пользуемся именно этими ориентирами!

razmernosti-velichin-v-shapke-tablitsy-205220-large.jpg

img12.jpg

image19.png

Рисунки Дюрера отличаются высочайшей анатомичностью. Считается что после окончания темных веков средневековья люди вновь, спустя тысячелетия, после великих античных художников, стали интересоваться анатомией человека. Сначала тайком воровали из могил трупы и копались в них, что бы исследовать, как там мышцы прикрепляются и так далее… ну и потом в конце 18 века и уже полноценно в 19 веке появились анатомические театры.
Я посвятил несколько постов истории хирургии и могу смело утверждать, что хирургия как наука а вместе с ней и патологическая анатомия появились только в 19 веке, а настоящее развитие началось со второй половины 19 века с открытием средств для обезболивания!https://modnizza.com/168335.html

Нужен ли хирургу художник, а художнику хирург? Да, без сомнений!
Кто из моих читателей не знает — я по специальности хирург и слава богу в детстве окончил художественную школу. Мне, в работе, умение нарисовать объект моих манипуляций очень помогало, любая сложная и не стандартная операция требовала зарисовать то что ты там наковырял внутри у больного, что с чем сшил, дабы другим понятно было. Этого требовала старая школа и я часто был горд своими рисунками в сравнении с каракулями моих коллег! :::-)))

Естественно Дюрер не одинок в своих анатомических рисунках, всем известен еще один гений и большой любитель анатомии Леонардо Давинчи, так же очень разносторонняя личность опередившая свое время так сказать.

article-2292206-189A5C6F000005DC-672_634x902-1024x1024.jpg

Однако реальность развития хирургии, а следовательно и прикладной анатомии это 19 век. Это было время повального увлечения исследования человека. Анатомические театры не зря называются именно театрами, вскрытие трупа собирало публику и не только ученых, приходили и за денюжки смотрели даже люди с улицы. Это было типа развлечения в какой то мере.

29874-OTIxMzY3OGJiNw.jpg

Théâtre-anatomique-Padoue.JPG

imgB.jpg

532b05121171c.jpeg

Со временем знания накапливались, систематизировались и оформлялись в анатомические атласы, а вот для того что бы нарисовать все это нужны были художники.
Вот реальный рисунок художника который мог сам из любопытства попробовать вскрыть труп и что то там зарисовать! Я вас уверяю мои дорогие читатели правильно вскрыть труп, выделить мышцы, найти их точки прикрепления не просто, для этого нужен профессиональный патологоанатом!

5822188_cb0fb590.jpg

1004.jpg

Дело в том, что вскрытие производится по определенным правилам, труп должен быть специальным образом подготовлен, должна соблюдаться строгая последовательность действий и только тогда можно проследить все анатомические особенности строения мышц, сухожилий, нервов, сосудов и костей.
Вот рисунок художника которого направлял хирург и патологоанатом.

3016807112_47173a944f_o.jpg

И вот только вместе со всеми этими знаниями в голове уже можно заниматься антропометрией! Именно такие глубокие знания анатомии, а возможно что и имея уже за спиной не один нарисованный атлас по анатомии человека можно нарисовать такое…

3a55becb50aeaad50a7b5aec9a2b5207_i-6960.jpg

Безусловно, современные художники не ходят в анатомические театры, но они уже имеют учебники которые составили Дюреры и прочие Леонарды, этот опыт уже накоплен и систематизирован, однако анатомические рисунки это неотъемлемая часть обучения художника и сейчас.
Но вернемся к истории развития антропометрии.
Вот один из «отцов» этой науки…
Поль Пьер Брока́ (фр. Paul Pierre Broca, 28 июня 1824 — 9 июля 1880) — французский хирург, этнограф, анатом и антрополог. Его работы относятся к области медицины и антропологии — серия статей по патологиям суставных хрящей, аневризмам и опухолям. Фактически Поль Брока является основоположником современной антропологии, так как разработал инструментарий этой науки (применяющийся и в настоящее время), основал Общество антропологии в Париже в 1859, основал журнал «Антропологическое обозрение» («Revue d’anthropologie») в 1872 и Высшую школу антропологии в 1876 году.
Заметьте — хирург и анатом!!! Без этого развитие хирургии не могло быть и это время зарождения хирургии, когда анатомия еще была развивающейся наукой!
Вот русский антрополог…
Влади́мир Плато́нович Крыло́в (1841—1906) — русский патологоанатом, профессор Харьковского университета.https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Владимир_Платонович
Так что антропология как и анатомия человека это науки 19 века. «Дюрер» же сочетал в себе и анатомические знания и антропологические… но и это не все, Дюрер еще хорошо отметился в тригонометрии… но об этом в следующих сериях!

(15) комментариев

  1. nikos_kostakis говорит:

    Превосходным анатомом и рисовальщиком был доктор Гицеску, обладатель дипломов медика и художника.
    Его «Пластической анатомией» пользуюсь с института и до сих пор.

  2. sana_65 говорит:

    Догорой доктор, все что вы описываете включает в себя теория Ле Карбюзье. Я учила это в Кивском Государственном Художественном Институте и думала что это мне никогда не понадоитьс. Это называлось «МОДУЛОР» и это сейчас «класика» в не сехуальном понимании этого слова. «Нужен ли хирургу художник, а художнику хирург? Да, без сомнений!»
    Ле Корбюзье́( Le Corbusier, corp-труп, тело)(фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris) французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Ле Корбюзье — один из наиболее значимых архитекторов XX века.
    Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье — объёмы-блоки, поднятые над землёй; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады («свободный фасад»); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей («свободный план»). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приёмы стали привычными чертами современного строительства.
    Далеовато Вы ушли от AD!

  3. vaduhan_08 говорит:

    Вообще то говоря копать надо было начинать с Витрувия, все на нем лежит, даже Дюрер и Ле Карбюзье! Но совсем недавно я наткнулся на труд Огюста Шуази где тот на голубом глазу описывает использование металических тавровых балок в перекрытиях древнеримских строений, описывая тем самым стальной прокат в древнем риме! Большинство историков при упоминании стального проката в древнем риме падают в обморок, особенно когда ссылаешься не на кого нибудь а на Шуази и его труд «История архитектуры». По этому в данном случае я стал опираться на науку которой как таковой все же не было в древнем миру — «антропологию»! Хотел бы особо отметить что антропология в германии вылилась во вполне конкретное учение о расовом превосходстве и очень быстро… ох не зря наверное судилище над Германией было именно в Нюрнберге! :::-)))

  4. bizon_2015 говорит:

    Из них получились бы знатные хирурги..

  5. i_mar_a говорит:

    Насчет антропометрии ничего не скажу, а вот человеческие пропорции исследуются очень давно: http://i-mar-a.livejournal.com/103277.html

  6. storozhzooparka говорит:

    позвольте чайнику свои 5 копеек:
    диагносткика по «шишкам» на голове давно вполне себе считается наукой , а на шекельграбера сразу всех собак норовят спустить
    (типа мракобесие) за промер штангелем черепа в разных направлениях. пресловутые двойные стандарты, не?
    удлиненный череп нефертити, в меньшей степени, конечно, но и ныне широко проявляется (приглядитесь) и наверняка разница какая-то есть
    по сравнению с нормальным вариантом, ох, не зря прищемляют на корню-а ну как вылезет какая-нить неудобная правда для кого-то…

  7. mikhailes говорит:

    Я не знал, что Альбрехт творил акварелью.
    «Зайца» я видел чёрно белого. Ещё я помню Автопортрет, портрет отца.
    Портрет носорога, вот он:
    Носорог яванский, не африканский.
    Как они смогли обогнуть Африку на парусных против течения и доставить носорога?
    Это ведь вопрос посложнее рисования на ватмане.

  8. ext_2207425 говорит:

    На рисунке человеческой кисти прекрасно просматриваются цифры 4, 8, 9 в современном исполнении, это к вопросу спора в прошлом посте о Дюрере.

  9. kenorin говорит:

    Вот еще один аргумент сжатия истории — антропометрия и её очевидная несвоевременность для Дюрера и прочих… Опровергнуть нельзя, значит надо либо игнорировать, либо заболтать ничтожными или просто ложными аргументами.

    ПС: точно, циферки на рисунке кисти ничуть не отличаются от современных)

  10. vedaveta говорит:

    Ещё один интересный персонаж 16 века
    Андреас Веза́лий (часто Андрей Веза́лий, нидерл. Andries van Wesel, лат. Andreas Vesalius) — врач и анатом.

    Главные труды
    — «De corpore humani fabrica» (возможный перевод «de humani corporetis fabrica») (1543).
    — Полное собрание сочинений Везалия — изд. Дургавом и Альбином (1725).

    Почему 180 лет его труды не переидавались…

  11. mikhailes говорит:

    Почему 180 лет

    Глупые вопросы.
    Когда переиздавалось — тогда и написалось.
    Когда откопали — тогда и создали.
    Вы бы ещё про берястеные грамоты спросили.

  12. fantomas14 говорит:

    В предыдущей статейке про Дюрера приведена картинка с птичкой. Птичка изображена в трех проекциях. А ведь даже пра-пра-дедушки с пра-пра-бабушками Монжа не в проекте еще. Выходит Дюрер — папаша начерталки?

  13. mikhailes говорит:

    Жаль, что Дюрер не изобрёл паровоз и саксофон.

  14. cami_ne говорит:

    что хирургия как наука а вместе с ней и патологическая анатомия появились только в 19 веке
    ————————————
    точно, как и наличие в «искусстве» гладко выбритых персонажей
    давно эту тему обсуждали…
    как уверяют брились бронзовыми бритвами…а иногда и каменными))
    найти бы автора этой идеи и побрить его, бронзовой бритвой))

    хирургические инструменты как и бритвы требуют специальной стали, особой заточки итд…

    на ютубе можно посмотреть, занимательная история «бронзовый жилет» называется вроде…

  15. kenorin говорит:

    Кстати, давно хотел поделится. Есть блог, автор которого все текущие события политики переводит на «римский слог» и римское время, отбрасывая их т.о. на 2 тысячи лет назад. http://legatus-pretor.livejournal.com/56577.html Эффект поразителен — историю в событиях можно с легкостью принять за древнюю, особенно если совсем не знать настоящую подоплеку событий.

Обсуждение закрыто.