литература

КАК ИЗ ИНДЕЙЦА СДЕЛАТЬ КРЕСТЬЯНИНА

На страницах ЖЖ Игоря Грека развернулась очень интересная дискуссия на тему: «Зачем напрягались крестьяне 19 века» http://apxiv.livejournal.com/274333.html#comments
Автор поставил два вопроса:
1. Что из необходимого для своей жизни крестьяне первой трети 19 века не могли сделать сами? (Правильнее было бы сначала изучить уровень жизни и понять что тогда считалось необходимым и достаточным, но для затравки можно ограничиться хотя бы небольшим перечнем необходимых товаров со стороны).
2. Каким образом владельцы крестьян заставляли их трудиться сверх необходимого для самообеспечения?

На первый взгляд все просто… и даже немножко смешно.
Однако этот вопрос глобален и ответ на него наверное самый главный в жизни человека и человечества.
Но все же вот так запросто ответить на этот вопрос я не возьмусь, я начну издали!
Автор дает вводную, тем самым несколько облегчая задачу — «вводная для дальнейшего изучения: рассматриваем жизнь крестьян Российской империи первой трети 19 века, для удобства можно представить «во времена Пушкина», т.е. до 1837 года.»
Я сразу хочу напомнить моим читателям, что на данную тему написано огромное количество и научной и художественно литературы — встреча «белого человека» и дикаря» под белым человеком имеется ввиду носитель цивилизации типа «ПУШКИН»!
Насколько я понимаю задачу которую поставил Игорь Грек это взаимоотношения города и деревни которые он выразил в посте http://igor-grek.ucoz.ru/news/gorod_vs_derevnja/2016-12-12-842
— деревня не получает от города ничего критически важного и если тот вдруг исчезнет (сгорит/вымрет/уничтожен врагом), то деревня не просто проживет без города, но вздохнет с облегчением потому что не надо будет больше кормить нахлебников;
— город непрерывно получает от деревни критически важные продукты питания, сырье для производства в своих интересах, рабочую силу и проч. И если вдруг исчезнет деревня (сгорит/вымрет/уничтожена врагом), то город вымрет без деревни если другие города не смогут обеспечить ему восполнение утраченных ресурсов.

Представим себе эдакую картину — вызвал Пушкина к себе ЦАРЬ и говорит… а вот брат Пушкин решили мы тебя наградить за славную сказку что ты написал про «Лукоморье дуб зеленый» и наградить не просто абы чем а чудесной русской деревней, а называется она именно «Лукоморье». Вот намедни нашли такую в заповедных дубравах и чащобах Руси матушки! Жизнь там по рассказам райская, все богатыри, хохломою расписаны булки на деревах растут и кисельные берега!
Короче Пушкин — вот тебе наша царская воля — бери солдат сколько надо и иди осваивай деревеньку! Пусть тебя поэта нашего россейского кормит поит и одевает, да налоги в казну платит! Нечего им без присмотру жить!
Долго ли коротко ли приехал Пушкин с солдатами в Лукоморье… там все по писаному и златая цепь на дубе том и так далее. Лето круглый год, молоко из берез само течет, все ходят в лаптях да холщевых полотнах аки римские цезаря и стихами меж собою общаются!
Пушкин ясное дело залез на самый большой пень и объявил народу что он тута теперь барин, солдат везде расставил, пальнул парочку деревенских дурачков для порядку и объявил программу партии!
С деревни мне теперь в месяц десять мешков пшеницы, пять курей, сто яиц, холста два рулона и так далее по списку.
Деревенские репу чашат и спрашивает главный дед — ты мил человек, поэт конечно авторитетный но скажи нам, а что такое мешок и что такое пшеница?
Пушкин глаза выпучил… как так — мешок это берешь иголку с ниткой и из холста сшиваешь такой пакет, ну мешок короче! Сшиваешь…. спрашивают в недоумении местные… а нетути у нас этих иголок, ты нам покажи да научи.
А пшеницу то же покажи, а то мы собираем разные ягоды в полях и лесах тем и питаемся! Живем в дуплах, киселя прямо с речки хлебаем! И вообще нам пляски да хороводы водить пора, некогда тут с тобой! Раз и сгинули в кустах, только пятки сверкнули босые и цепь златую с дуба утащили!

На следующий год привез Пушкин мотыги, топоры, иголки да лопаты сложил все кучей в дар, пейзане покрутили в руках да обратно положили, а на фига это нам говорят, нам и так не плохо!
Нечего делать взял Пушкин лопату в руки и вскопал поле, засеял его разными злаками, ульев понаставил, пчел развел, медка надыбал, медок то все любят! Поставил избушку на курьих ножках, бражки наварил… и в первый же дождичек пришла к нему погреться на огонек, да сладенького попробовать дева, не самая красивая конечно, но деваться не куда, понял Пушкин что на разведку её заслали! Накормил до пуза, бражкой напоил, зеркальце подарил ну и так далее…
Так и началась деревенька Лукоморье! Вот оно бремя белого человека… думал бывалочи Пушкин, сидя на террасе своего собственноручного барского дома и наблюдая как местные крестьяне, сплошь все родственники новые, возделывают поля задрав жопы, а вокруг бегают курчавые детишки, да все стихами, стихами сыпят!
Ладно, думает, отдам я царю его десятую часть, хорошей деревенькой все же наградил, народец покладистый, а могли ведь и сожрать!

Что, думаете кончилась сказка? Э нет!
Долго ли коротко ли приехал в деревеньку делегат из города на тракторе и крутит под носом у Пушкина лампочкой ляктрической. Давая мол брат Пушкин теперь не десятину, а полтину с огорода твоего. Нам в городе надо трактора да электричество делать, да народу грамотного давай, ты же у нас умный понимаешь все. Цивилизация видишь ли.
Хотел Пушкин брякнуть с горяча мол мы деревня и без вас проживем, на хрен ваши трактора нам не нужны, но увидев рукоять нагана, что торчала у делегата из кармана поостерегся.
Слово за слово сели вечерять, самогону выпили и стали оне философии разводить, делегат то грамотный попался — Циолковский была его фамилия. Сидят они нажрамшись уже изрядно и глядят на звезды ясные. Пушкин и говорит:- а точно брат Циолковский там не дырочки в небесах или лампочки какие? Нет… говорит Константин Эдуардович, точно, звезды там, а рядом с каждой планеты и может людишки какие нибудь живут. Что же мы с тобой, зря что ли, бремя белого человека тащим, для пуза что ли живем?
А по деревне меж тем народ гуляет хороводы водят, самосадом попыхивают! Дети галдят, бабищи смеются — лепота! Рыба в реках плещется… небо зведами так и блещет, манит!
Ухмыльнулся недобро Пушкин… а этих то я как оторву от рая, как работать в три горба заставлю, как мужиков от баб оторву, как детей сиротами брошенными оставлю, звезды то они холодные, злые!
Циолковский плотно сжал губы, глаза заблестели слезой, пыхнул он папироской и сказал жестко: цивилизация требует жертв! Сам знаешь! Значит будет война, враг нападет пожгет все потопчит…
Пушкин аж руками взмахнул — у меня???
— А как ты хотел? Чистеньким остаться? Вот потом все и отстроишь да с тракторами и электричеством в каждом доме, все равно старье уже сносить пора!
Задумались два старых масона, замолчали… а над ними зло блестели холодные звезды.

Унесло меня, но не удержался. Всем движет воля, чья она я не знаю к чему движет то же. Что заставляет человека идти туда где не ступала нога и не была рука, лезть в горы, погружаться в глубины морские рисковать собой любимым. Деньги? Нет конечно!
Когда и кем основан первый город и где это произошло уже не известно, да и смысла нет искать.
Деревня без Пушкина это просто дупло вонючее в котором сидит зверек похожий на человека!

(23) комментаря

  1. xaez говорит:

    В глаз.

  2. enki_clever говорит:

    Первый завод заложенный в рамках первой пятилетки выпускал… граммофоны.
    Если не понимаете в экономике (наука о превращении чувств и эмоций в золото), то и не лезьте.

  3. vvdom говорит:

    «Падение количества рабочих в сфере производства в США с 20 млн человек в 1979 г. до 12,3 млн человек, работающих сегодня, мягким, конечно, не было. За все время последних пяти рецессий численность рабочих неуклонно сокращалась, и после этого уже не восстанавливалась на прежние уровни.» (https://cont.ws/post/459590)

    — Оч.любопытная инфа именно в свете поставленного вопроса: а что ж является необходимым?
    Т.е. тут даже не семеро с ложкой на одного с сошкой, а целых 300млн/12млн
    Т.е. по современным представлениям, вот эти 12 из 300 заняты какой-то ерундой (потому что уровень их средних доходов наверняка гораздо меньше уровня доходов тех 300 важных)
    Причем на базовые, казалось бы, потребности в здравоохранении и образовании выкроить в полном объеме не удается (см.прессу). Т.е. наиболее важным для чела является кривляние всяких фриков вроде бреда пита и его полоумной жены, уровень дохода коих превосходит уровень дохода тех из 12 просто фантастически…

  4. vaduhan_08 говорит:

    У сказки то продолжение должно быть! Сказка не окончена…

  5. sobakazoga говорит:

    Отлично написано, спасибо.
    Что, без руководящей и направляющей безжалостной воли партии не выходит каменный цветок?
    Во, во, факультатив знаете, где искать — со времён столповых бояр и пирамид мы единая цивилизация в плане энергетики и передачи данных.

  6. sobakazoga говорит:

    На самом деле, Вы, Вадим, как культурный и интеллигентный человек, со свойственной всем оным привычкой, всё немного приукрасили — всем рулит безжалостный и безкомпромиссный рэкет.
    Эт йа Вам, как спецыализд по говорю.
    Спросите меня, а что главное в рэкете?
    А в рэкете, Вадим, главное не Вы, весь такой йаркий и в белом, а ваш… противник!!!!
    Именно здесь зарыта золото собака… зога))))
    Ваша цель создать противника безжалостного и беспощадного, а дальше само пойдёт…
    Специалисты с RT эту сокровенную истину очень хорошо знают.
    Или в двух словах — жизни нужен противник или богу — дьявол или разница потенциалов или коммунизьму — копетализьм или кто-то на кого-то должен восстать и пр и пр.

  7. vaduhan_08 говорит:

    Согласен! Но и действие должно бы двусторонним…. для большого веселья ножи должны хорошо сверкать с обеих сторон! Иначе уже не интересно.
    Одно дело девушку соблазнить другое ей деньги за это заплатить — две большие разницы! Процес хорош когда он приносит удовольствие! По этому героев воспитывают с двух сторон! У нас Пушин с Мусоргским у них Шиллер с Вагнером!
    Сейчас я этого пока не вижу… слава богу, наверное идет период откармливания, он то же должен быть а иначе с чего шерсть то стричь!

  8. 4elovekizgoroda говорит:

    блин ну все же как дважды два.
    Власть и сила.
    Даже без города в деревне да у тех же охотников собирателей будет староста,вожак и так далее.
    И он не будет лапти плести да за сохой ходить.
    И вот опять появляется класс людей как бы не нужных деревне,а без них никак

  9. vaduhan_08 говорит:

    Вы как будто не поняли главного вопроса — как заставить работать крестьянина больше чем ему нужно. Я ответил на него как смог — наверное не понятно написал…плохо написал. Что бы индеец стал работать больше чем ему нужно надо ему дать больше создать потребителя, заинтересовать научить сформировать зависимость и вот только тогда можно будет им манипулировать! Что и делали все цивилизаторы и в африке и в америке и азии!
    В индии англичане сначала школы и железные дороги строили, а только потом драть начали! А иначе просто нечего драть, что возьмешь с голого индейца! Ну если хотите с нищего крестьянина — собирателя который себе грядочку палкой копалкой вскопал и посадил немного чтобы не сдохнуть! Забрать все тогда он сдохнет и вообще ни чего не будет!

  10. 4elovekizgoroda говорит:

    то есть по вашей версии до создания потребителей(общества потребления) князья-бояре, да вожди да всякие беки благотворительностью занимались.
    Мол бедный декханин ни чего у него нет. Взять нечего. Давай мы ему для начала школу построим.
    Вам самим не смешно.

  11. vaduhan_08 говорит:

    До школы у декхан дошло только при советской власти. По этому баи и не строили санкт петербурги!
    Сначала учили землю обрабатывать давали инструменты посевной материал и прочее, если хотите то это то же школа. Ножи топоры матыги, учили когда что сеять и как хранить и так делали из диких людей крестьян, а уж когда через несколько поколений индеец становился крестьянином к нему и приходили за налогом.
    А что можно взять с нищего? Что бало у индейцев то чего не было у испанцев например! Иезуиты учили индейцев и писать и читать и сеять и пахать. В россии жить еще тяжелей, климат сложный сх рискованное, если крестьянину не помогать он сдохнет все деревней!

  12. 4elovekizgoroda говорит:

    Самарканд. Бухара.
    Не-а?

  13. 4elovekizgoroda говорит:

    Сначала учили землю
    обрабатывать давали инструменты
    посевной материал и прочее, если хотите то это то же школа. Ножи
    топоры матыги, учили когда что
    сеять и как хранить и так делали
    из диких людей крестьян

    значит подразумевается что у властителей были опыт, мотыги, знаниЯ.
    Вопрос откуда?
    Властьдержащим это не надо.от слова совсем.
    Вот колонизировать одно развитое общество другое,нижестоящее по развитию так может.

  14. vaduhan_08 говорит:

    Ну вам конечно лучше знать что там надо власть придержащим :::-))))

  15. ty4ka_ept говорит:

    Дать копейку что бы потом забрать три.4.5.6…

  16. vaduhan_08 говорит:

    А как иначе? Что с них брать то лапти растоптаные? Репы мешок что ли? Копейка или не копейка но это переход на иной уровень жизни — вместо шалаша изба, вместо ягод мука, вместо шкур одежка!
    И все время пинать под жопу что бы учились, работали лучше а не довольсвовались тем что имеют! Сейчас нас пинают рекламой ибо умные уже во многом, завлекают новым удовольствием которого небыло…. но подождите, скоро такой перелом будет что ой ой ой!
    Продолжение сказки напишу наверное!

  17. mikhailes говорит:

    беседуя с Императором, Пушкин запрыгнул на стол.
    Император отвернулся. Пушкин, помня ссылку в Михайловское, слез.
    Я! БУДУ! ТВОИМ! ЦЕНЗОРОМ!
    сказал Николай.

  18. ext_1801513 говорит:

    Пушкин понял, что если его деревня не захочет следовать линии города, то приедет карательный отряд с огнемётами и на выжженой земле организуют кибуц/колхоз из провинившихся горожан. Город так или иначе не умрёт, а цивилизация возьмёт своё, как было всегда. Он посмотрел в звёздное осеннее небо и подумал: «Надеюсь звёзды того стоят!»

  19. 1649a говорит:

    Дрезден.

  20. mikhailes говорит:

    Как строили избы при отсуствии стального топора? Или как шили миллионы солдатских мундиров без швейной машинки. Чем эти мундиры красили.
    Как освещали жилища без керосина, особливо в СПб, где зимой света на 4 часа всего. Как доходил поручик Ржевский до окна? Наощупь? Как Наташа Ростова расстёгивала свои корсеты из китового уса, чтобы сходить в дырку в полу и не обляпаться? А может быть она горшок под юбку засовывала?
    И чего там кто то что то сотворял без парового двигателя и жд? Кто и как шил сапоги и тулупы без шила. Рыбьей костью, что ли? Огонь как разжигали в отсуствие спичек или всё сырьём ели?
    Время изобретения и внедрения основной массы вещей это середина конец 19 века. А до того времени никакой цивилизации не было. Нет вещей — нет и цивилизации.

  21. vaduhan_08 говорит:

    Когда строили Питер уже было во всю газовое освещение…. ну так, кстати….про Ржевского подумалось, как он там! Ну и про Наташу то же…. :::-)))))

  22. sanchos2001 говорит:

    Здравствуйте, Вадим. С большим интересом и вниманием читаю Ваш журнал. Благодарю Вас за труд: Вы заставляете увидеть очевидное!

    Вопрос к Вам: в одной из веток обсуждения Вы обещали написать «продолжение сказки». Прошу написать продолжение. Вкупе с постом о дрессировке обезьян действительно становится очевидным, что с нами нянькуются: где кнутом, где пряником.

    Чрезвычайно интересно Ваше мнение о цели возни с нами.

    P/S/ По работе связан с управлением коллективом грузчиков. Сначала я удивлялся многому, и мне было искренне жаль этих людей. Я им им сопереживал, пытался входить в их положение и пр. пр. В результате они оказывались у меня на шее (ну прям как в посте с мартышкой http://seaface2.livejournal.com/180365.html). Потом, я своих сотрудниках начал видеть свои личные особенности. Т.е. не считаю себя каким то ангелом. Поэтому и задаю вопрос — для чего весь цирк?

  23. vaduhan_08 говорит:

    У Вас дети есть?

Обсуждение закрыто.