история

ИСТОРИЯ КРАСОК. Из глубины веков в 19 век.

История производства красок для меня оказалась самой сложной для поиска и изложения. Во многом потому, что красок разных множество, одни и те же краски имеют разные названия в зависимости от места производства ну и конечно «туман» истории. Для начала я дам шедевр официальной историографии о происхождении красок вообще, вот послушайте что нам любопытным говорят…..- «Зелёный – цвет растительности и жизни, это наиболее спокойный цвет для глаз. В природе зелёный окружает нас, но до недавнего времени в качестве пигмента был непрост в получении. Со времён Римской империи пигменты зелёного цвета делали из сока петрушки, цветов и ягод, в том числе зелёный пигмент, изготовленный из высушенных незрелых ягод крушины, был особенно популярен в Англии и Франции в XVIII веке. В XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами.» —-Вот и весь сказ, с древних времен, еще в римской империи, а потом сразу прыг и в лучшем случае 18 век, хотя теперь меня это не удивляет. Вот послушайте песни про зеленую краску….
—-«В живописи применяли несколько минералов зелёного цвета.Например, зелень малахита, хотя и была прочна, но недостаточно интенсивна, и мастера Ренессанса нашли выход в лессировке – наносили прозрачную жёлтую краску поверх синей. (то есть у мастеров ренесанса зеленой краски не было!!!, они ее получали за счет послойного наложения, даже не смешивания, так как далеко не все краски смешивались, да и сейчас не все краски можно смешать, технология произвадства не позволяет)…..Натуральные зелёные «земли» давали основную гамму оттенков и в зависимости от места добычи получали названия: Земля зелёная богемская, веронская, французская, немецкая и т.д.
Итак зеленые краски:
Волконскоит PG2
Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года. Происхождение экзогенное.
Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал CaО3(CrIII,Mg, FeIII)2(Si,Al)4O10(OH)2•4(H2O).

Известен всего в нескольких пунктах земного шара. Наиболее значительные залежи этого минерала известны в России, в Пермской области, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилок и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета с высокой лессировочной способностью, показатель преломления волконскоита n 1,5–1,63. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, не изменяется под действием сероводорода и сернистых газов.
А дальше нужно ведь поддержать древних иконописцев……ну и посла песня……..
— Иконописцы задолго до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример – широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета с использованием данного минерала. В Средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Он может применяться не только в производстве художественных красок, но и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C).
Глауконит PG 23, «зелёная земля» (от греч. glaukos – голубовато-зелёный), минерал, водный алюмосиликат железа, кремнезёма и oксидa калия непостоянного состава (K,Na) (Fe3,Al,Mg)2(Si,Al)4O10(OH)2. Глауконитовые земли имеют широкий спектр цветов: от густого оливково-зелёного до изумрудного и голубовато-зелёного. Наиболее редкими и ценными считаются тёмно-зелёные глаукониты холодного оттенка.
Как самостоятельный минеральный вид известен с 1828 года по работе Керферштейна, давшего ему название. Традиционно применяется в иконописи. Благодаря стойкой зелёной окраске используется как естественный пигмент масляной живописи в виде лессировочной краски, коэффициент преломления n 1,590–1,644, а также для производства зелёных красок в промышленных целях.
Веронская зелёная земля PG 23 представляет собой прозрачный тёмно-зелёный, с тёплым оттенком пигмент, земля из базальтового месторождения туфа в Brentonico, расположенного в итальянской провинции Верона. Самая лучшая «Веронская земля», которая отличалась голубоватым оттенком, больше недоступна из-за оползня 1922 года в результате большого землетрясения. Качество земель, доступных в настоящее время, при сравнении с историческим аналогом считается средним

Наряду с азуритом малахит широко использовался в китайских картинах IX–X веков и в буддийских фресках Японии. Широкое распространение и простота добычи сделали его довольно обычным пигментом в темперной живописи. Ченнино Ченнини отмечает, что «если вы размалываете его слишком мелко, то краска получится грязно-пепельного цвета»….Вот опять древне-китайская живопись, древний рим и вот реальность…..Изумрудная зелёная, изумрудная зелень PG 18. Этот пигмент известен с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века. Химический состав – гидратированный оксид хрома (III) Cr2O3•nH2O, где n = 1,5–3. Имеет красивый изумрудно-зелёный цвет. Очень светостойкая краска, устойчива в смесях и применяется во всех видах живописи.
Viridian (PG 18) (от лат. viridis – зелёный).
Первая запись об использовании изумрудной зелени под именем Viridian как наименование цвета появилась на английском языке с 1860-х годов.
Изумрудная зелень (Emerald Green), представленная в серии масляных красок Schmincke Norma Professional Oil Colors, одержит следующие пигменты: PG18 – Viridian, PG36– Phthalo Green, PG50 – Cobalt Green, PW6—Titanium White.
Окись хрома PG17 – неорганический пигмент, представляющий собой зелёный порошок различных оттенков (серо-зелёного, оливкового и др.), а по химическому составу – более или менее чистую безводную окись хрома Сг2О3. Пигмент был получен в 1809 году и применяется в живописи с середины XIX века, хотя при исследовании он был обнаружен на картине английского художника Тёрнера, которая относится к 1812 году. Окись хрома принадлежит к светостойким и не изменяющимся в смесях краскам, имеет низкую маслоёмкость.

Кобальт зелёный PG 19 – светлый и тёмный. Светлый – холодно-зелёного цвета. Химический состав представляет собой твёрдый раствор закиси кобальта (СоО) в оксиде цинка(ZnO) при температуре 1100–1200°С. Открыт в 1780 году.
Кобальт зелёный светлый (CoO • nZnO • mAl2O3), Кобальт зелёный тёмный (CoO • nZnO • mAl2O3 • xMgO).
В живописи Кобальт тёмный известен с 1858 года, Кобальт светлый – с 1880 года.
Сырьём для получения зелёного кобальта являются цинковые белила и сернокислый кобальт.
В зависимости от количественного соотношения окиси цинка и соли кобальта получаются различные оттенки пигмента. Из всех кобальтовых пигментов зелёный самый дешёвый из-за низкого содержания оксида кобальта.
Зелёные пигменты на основе фталоцианина меди, как и синие, получены в 1935 году и используются на практике с 1938 года.
….вот пожалуй действительно «древняя» и простая в получении краска……
Ярь-медянка – одна из древнейших красок. Она поступала в продажу под несколькими названиями, в том числе и как ярь веницейская. Последнюю можно рассматривать скорее как одну из разновидностей (сорт) яри-медянки.
Обычно это уксуснокислая медь, выражаемая формулой: Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2 *H2O.
Некоторые исследователи красок причисляют ярь-медянку к синим на том основании, что при смешении с белилами она даёт голубой цвет.
Не надо забывать что краска это не только пигмент это еще и связующее вещество, от которого во многом зависит долговечность краски, ее яркость и способ применения!
Давайте послушаем еще один перл официальной историографии…..
—- «Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих—клеевыми, масляными и т. п. — сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи, как правило, используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру. Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. (вот она история — известны издревле, но на курином желтке, белке и соке петрушки!!!)
Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ. С красками собственно масляной живописи русские начали знакомиться лишь в последней четверти XVII века, воспринимая практически новую технику и технологию либо от художников из западных областей, присоединенных к России, либо от зарубежных художников, приглашенных в государеву Оружейную палату. К этому времени пигменты, наиболее рациональные для масляной живописи, уже были проверены западноевропейской практикой с XV века. ( нуда еуропа, оно конечно) О красках масляной живописи, с начала XVIII века используемых русскими художниками, сообщают немногочисленные письменные источники — прежде всего счета и переписка о приобретении красок для Академии художеств. Из современных же работ наиболее полные и обстоятельные сведения о красках, привозимых в Россию или приготовляемых в Академии, содержатся в книге А. Н. Лужецкой и в четвертом томе обширного труда П. М. Лукьянова.
Кустарное и мелкопромышленное изготовление пигментов для монументальной и станковой живописи в России уже в допетровскую эпоху было достаточно развито. Обширные торговые связи с зарубежными странами способствовали появлению в России новых пигментов. Однако ни в XVIII, ни даже в первой половине XIX века привозить и закупать готовые масляные краски было не принято — главным образом потому, что они не выдер¬живали длительного хранения: во-первых, в качестве связующего в XVIII веке использовали быстро твердеющее масляно-лаковое, а во-вторых, упаковка в те времена не была достаточно герметичной. (вот она логика, да все знали, все было но только в европе, но наши не закупали, герметично упаковать не смогли, упаковки не было!!!) Металлическая упаковка, в частности привычные для современных художников свинцовые тубы, появилась лишь в XIX веке.
Вот история очень важных желтых красок…
—Шишгелъ относится к органическим краскам — вернее, состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на немецкие белила (белила свинцовые). В Полном собрании законов Российской Империи записано, что «шишгель гишпанский густой, шишгель же темный, ординарный шишгель, который называется блягирь», изготовляли из сока крушины, березового листа. В масляной живописи шишгель использовали только в том случае, если краска изготовлена на основе свинцовых белил. Как и свинцовые белила, она обладала светостойкостью и хорошими кроющими способностями, поскольку крушина исключительно светостойка.
Раушгелъб также имеет в своей основе органический краситель, осажденный на свинцовые белила, однако судить об этом можно лишь по письменным источникам XVIII века. Цвет этой краски характеризуют так: «Рахгиль желт аки курячий желток, мягкая как мука». Красноватый же оттенок определен и самим названием rauschgelb, которое в соответствии со старым значением слова «rausch» может быть переведено как рыже-желтый. Краска была очень прочной, т. е. светостойкой, и не разрушающейся в сочетании с другими красками.
В конце XVIII и первой половине XIX века обе желтые краски на основе органических красителей — шишгель и раушгельб (рашгиль) — были вытеснены синтезированными минеральными красками на основе хрома (первые хромы появились в 1797) и кадмия, производство которого началось с 1817 года и расширилось по ассортименту оттенков в 1829 году…. И опять в лучшем случае 18 век, а скорее начало 19 века — начало промышленного производства!
Не было ни каких разноцветных старых карт, картин, росписей в «античных» храмах раньше 18 века и то скорее всего второй половины, когда научились получать температуру выше 900с и производить обжиг известняка и других минералов — получать негашеную известь, получать окиси кобальта, цинка, свинца то есть, когда началась настоящая химия. Все это произошло одновременно с технологией производства кирпича и всех остальных технологий которыми мы все до сих пор пользуемся: https://modnizza.com/996.html
Бумаги:https://modnizza.com/3470.html
Цементов:https://modnizza.com/24171.html
Тканей:https://modnizza.com/12192.html
Фарфор:https://modnizza.com/13107.html
А до этого только сок петрушки! И живопись жидко разведенной глиной и свеклой на щеках!

(15) комментариев

  1. evan_gcrm говорит:

    Искал для Вас одну статью, нашол кучу всего, а её так и не нашел.
    Очень вы правильно и как ледокол просто идете.
    Вам в помощь:
    ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОГНЯ
    http://evan-gcrm.livejournal.com/212608.html

    Про живопись:
    http://evan-gcrm.livejournal.com/92056.html

    Технологические константы:
    http://evan-gcrm.livejournal.com/77950.html

    КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖЕЛЕЗА?
    http://evan-gcrm.livejournal.com/77589.html

    И про потоп:
    http://evan-gcrm.livejournal.com/111782.html

  2. vaduhan_08 говорит:

    Конечно же, я многие Ваши статьи читал ранее, что то сразу эмблемку не признал, я знаком и очень уважаю Ваш труд, который очень мне помог в моем миропонимании! С Уважением Вадим!

  3. evan_gcrm говорит:

    Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
    — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
    — Слепи мне счастье, — попросил человек.
    Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

    Наблюдения: Штука вроде бы банальная, но одновременно какая-то мистическая.

    Чего то взял, растолок, добавил воды, размешал и запек.
    Или растолок и сразу запек, а потом уже добавил воды, размешал и готово. Пускай себе высыхает.
    Или намешал всего толченого, довел до кипения и разлевай по формочкам.

    Вроде так просто, а я описал базовые технологии. Хлеб, керамика, бетон, различные сплавы и многое другое. Прямо методичка к технологиям нашей цивилизации. Или некая характеристика окружающего нас мира.

    В данном, простом наблюдении есть какой-то ключ к осознанию нашего мира и человеческого счастья в нем.

    P.S. Идея, нашедшая область своего применения становится материей…

  4. vaduhan_08 говорит:

    Это точно!

  5. evan_gcrm говорит:

    Спасибо Вам!

  6. apxiv говорит:

    не нашел по тегу красок пост о кобальте, пишу тут
    Интересный комментарий отсюда http://bessler.livejournal.com/15986.html
    shirikov
    24 янв, 2012 10:02 (местное)
    Еще в далекие советские времена, когда интенсивно начали реставрировать самаркандские памятники, а пропаганда трындела о гениальности местных древних мастеров, однако утерявших рецепт создания голубой глазури, один уважаемый человек мне рассказал, что на некоторых плитках был нацарапан, или, в ряде случаев, выдавлен текст на немецком языке. Поэтому есть предположение, что самаркандцы не имели никакого отношения к созданию глазурованных плиток, а этот шедевр был создан немцами. Самое интересное, что об этом факте мне рассказывал этнический узбек, участвовавший в реставрации.

  7. vaduhan_08 говорит:

    Так фарфоровые гжельские краски голубые это и есть первый опыт получения синего кобальта, он и получается при обжиге в глазури, из черной глины которая содержит алюминат кобальта при обжиге 1500с получается окись кобальта которая синяя и окрашивает прозрачное стекло глазури в синий цвет, этим и отличается гжель от подделок, так же как и старый китайский фарфор, но такая фигня могла получиться только случайно и только в гжели в первый раз потому что именно там рядом есть эти глины в одном месте!

  8. axsmyth говорит:

    Вот-вот. Как-то стало мне интересно, а что это за настоящий старинный китайский фарфор, о котором ещё в школе все уши прожужжали. Всё как-то мимо пропускал, а тут вдруг задумался и заинтересовался. Полез в интернеты, глядь, мамочки! Самая настоящая Гжель! Ну ничего себе. А вы говорите — «гжель …, так же как и старый китайский фарфор» … А на мой вкус, так пусть искусствоведы спорят до хрипоты, но и Гжель, и старинный китайский фарфор — одно и то же. И как знать, не находилась ли Гжель на территории того самого Китая, от которого до дому, по словам Афанасия Никитина, уже и рукой подать (а от Чины до Китая добираться долго-долго).

  9. bioplant говорит:

    Во дворце выставлена роскошная коллекция фарфора, содержащая 10700 образцов. Считается, что это — КИТАЙСКИЙ фарфор XIII-XX веков. Османские=атаманские султаны очень любили китайский фарфор и, что любопытно, использовали его как РАСХОЖУЮ ПОСУДУ ЗА СТОЛОМ. «БОЛЬШИНСТВО его (фарфора — Авт.) находилось ВО ДВОРЦОВЫХ КУХНЯХ, хотя некоторые образцы содержались в сокровищнице» [1206], с.66. Эта коллекция позволят сделать довольно неожиданное — с точки зрения современных представлений о китайской истории — заключение. Оказывается, хорошо нам знакомый СЕГОДНЯ национально-китайский стиль росписи на фарфоре возникает, судя по султанской коллекции, НЕ РАНЕЕ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА. Только начиная с этого времени появляются китайские пагоды, китайские драконы, САМИ КИТАЙЦЫ в китайских одеждах и среди китайских пейзажей. В современном понимании Китая. А что же мы видим на якобы китайском фарфоре, датируемом ранее XVII века? Два типичных примера китайского фарфора XIV-XVII веков из султанской коллекции мы приводим на рис.12.53. Поразительно, что они практически неотличимы ни по своей расцветке — бело-синей, ни по рисунку от хорошо знакомого всем — и не только на Руси — ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРА, несколько сотен лет производящегося в окрестностях города Гжели, расположенного между Москвой и Владимиром.
    Таким образом, до XVII века образцы фарфора, производившегося на Руси и в Китае, были практически неотличимы по рисунку. В этой связи напомним, что в ХРОН5 мы проанализировали китайскую хронологию и историю и показали, что известная нам сегодня китайская история — ОДНА ИЗ САМЫХ ПОЗДНИХ. А само слово «Китай», в отличие от слова Чина = China, означало в средние века совсем не современный Китай, а Русь-Орду. Название КИТАЙ — это несколько измененное СКИТАЙ, СКИТИЯ или СКИФИЯ. Вероятно, от слова «кочевники», скитающиеся, как тогда называли конное войско Руси-Орды, то есть казаков.
    Возможно, стоит обратить внимание, что само слово ФАРФОР легко получается из слова ТАРТОР или ТАРТАР при хорошо известной замене Ф на Т из-за двоякого чтения ФИТЫ. Но в таком случае оно совершенно откровенно указывает на Великую ТАРТАРИЮ, то есть на средневековую Русь-Орду. Так ее называли европейцы, см. ХРОН5. Сегодня слово ФАРФОР считается ПЕРСИДСКИМ [797], с.1393. И это верно. После того, что нам стало известно, мы начинаем понимать, что средневековая Персия — это опять-таки Русь-Орда. Поэтому ПЕРСИДСКИЙ ФАРФОР означало, скорее всего, П-РУССКАЯ ТАРТАРИЯ, то есть Бело-Русская Орда.
    Итак, в султанской коллекции имеется не только фарфор = тартар, привезенный — сравнительно недавно — из современного Китая, но и старинная РУССКАЯ ГЖЕЛЬ.
    http://chronologia.org/xpon6/x6_12_08.html

  10. vaduhan_08 говорит:

    Я читал конечно же ФиН… читал, молодцы они конечно на многое глаза открыли… но остановились на 17 веке…. испугались видать…или так задумано было….

  11. karelin говорит:

    А белые краски как возникли, и из чего делались, не подскажете?

  12. vaduhan_08 говорит:

    Белила свинцовые и белила цинковые, свинцовые как бы одна из самых древних красок, но не стойкая и цветом не чисто белая а сероватая ( хотя до сих пор производится и продается, я ей рисовал) белила цинковые — конец 18 века как минимум, широкое распространение получила только в конце 19 века! Это если говорить о масляной краске, техника ливкаса вообще может обходиться без многих красок и белил — это техника фресок и иконописи, на грунтованную поверхность белого цвета — известковые растворы как правило, наносятся водорастворимые пигменты, возможно и не водорастворимые а просто толченые…. самые первые и распространенные краски античности — охры! И если посмотреть античные фрески Римских катакомб например — там все разных оттенков коричневого — красно-желтого! Ну и сажа конечно!

  13. karelin говорит:

    Спасибо, вот я тоже при первом осмотре источников не нашел белой краски, кроме цинковых белил. А если речь идет о покраске скажем обшитого металлом фургона в 12-13 веке — но фэнтези-мира, с алхимией? Алхимики могут сделать хорошую краску, белый цвет у них идиологический (Канзор — государство победившей инквизиции и Чистоты), а красный — огненное солнце — цвет их гильдии алхимиков (мастеров огня). Так вот, понятно чем они могли сделать красное солнце на боку фургона, а из каких ингредиентов, на ваш взгляд, они бы создали белую краску, чтобы выкрасить его в белый цвет?
    Заранее извините, если вопрос слишком специфический 🙂

  14. vaduhan_08 говорит:

    Вот из таких вопросов, рождаются удивительные ответы… перед Вами источник знаий… поисковик — задайте вопрос получите ответ!

  15. skunk_69 говорит:

    Хорошая статья, мне понравилось.

Обсуждение закрыто.