история россия

ВЕЛИКИЕ ДОРОГИ. Московское шоссе.

В 1836 году было закончено строительство Московского шоссе, но мало кто знает, что шоссе связало не только Санкт Петербург с Москвой, но и протянулось до Нижнего Новгорода. Открытие движения было приурочено к открытию Нижегородской Ярмарки, которую к этому времени построил Бетанкур с Монфераном.
Бетанкур как раз был «министром» путей сообщения!
Как мы себе представляем русские дороги начала 19 века? Ну я вот например представлял раньше вот такую дорогу…

15.jpg

По ней утопая в грязи плетется телега, ну или карета, мужики в лаптях периодически вытаскивают её из грязи, ямщик на облучке, в тулупе, красном кушачке… и так далее.
Где и как проходила это «шоссе» в истории как бы не известно, ну от Петербурга до Москвы вестимо.
Но вот совсем недавно мне попалась на глаза карта окрестностей Санкт-Петербурга от 1831 года — https://modnizza.com/237036.html

На листе номер шесть с изображением местности, возле Царского села есть длинная прямая полоса или линия в правом углу по диагонали.

0_1a819d_cf0f575b_XXXL.jpg

Я сел сравнивать изображение местности на карте со спутниковыми картами и оказалось, что эта линия есть то самое Московское шоссе, которое совсем не изменило своего положения!
Сделаю лирическое отступление…
Есть такая тема в альтернативной истории как разметка земли, где рассматривается возможность проведения разметки поверхности, или даже тайги, просеками на многие сотни километров без учета рельефа местности, выдвигаются массы гипотез что это старые дороги и прочее, скептики говорят что это современные просеки для ЛЭП или дороги нефтяников или геологов. Вот для ознакомления с несколькими версиями — https://modnizza.com/211694.html
Я благодаря читателю могу дать ссылку на более подробный вариант этих карт где можно все рассмотреть с подробностями: Alexander Alexander — 1817 год на retromap.ru
http://retromap.ru/m.php#l=1418171&z=10&y=59.863802&x=30.108267
Там полно всяких «просек» и разметки будущих кварталов, каналов и прочих пока непонятных мне элементов. Карта как бы сдвинута по полюсу мальца. Но я не силен в компьютерных штучках и совместить старую карту и современный вид не смог, если кто это сделает буду очень рад!!!
Ну так вот давайте снова вернемся к Московскому шоссе 1836 года постройки!
Тут есть один очень интересный нюанс, я постараюсь к нему подвести потихоньку и логически…
Дам историческую справку — «Строительство шоссе с 1 января 1817 года было возложено на Главное управление путей сообщения. Возглавил эти работы инженер генерал-майор А. П. Вельяшев. В 1821 году на этом посту его сменил инженер Ф. П. Матушевич. Возведением всех искусственных сооружений (мостов, труб и т.д.) на Московском шоссе ведало специальное управление, видную роль в работе которого сыграл подполковник К. Я. Рейхель. По его проектам и под его руководством были построены выдающиеся инженерные сооружения того времени — мост через Волхов в Новгороде (Волховский) и через рукав этой реки (Мало-Волховский). Работы по сооружению Московского шоссе были завершены в 1834 году.» от сюда…http://рустрана.рф/article.php?nid=25520
Однако про участок — Москва Нижний Новгород сведений мало и они противоречивые, но в общем к 1836 (1837) году дорога уже была! Еще один важный момент дорога была с гравийным покрытием!!!
Все читатели ездили по дорогам и знают что участок дороги прямой как стрела на многие километры это редкость, особенно если дорога идет по пересеченной местности богатой речками оврагами и болотами. Дорога М5 от Нижнего Новгорода до Москвы идет именно по пересеченной местности да еще и с болотами… но на этой дороге есть участки прямые как стрела на многие десятки километров.
Безусловно можно сказать, а какое отношение имеет сегодняшняя современная дорога М5 к той старой дороге?

drevnyaya-moskva-postroena-peterburgom-v-19-veke_9.jpeg

151040390.2439314_a.jpg

Тут нам на помощь приходит еще одна дорога, очень известная — Николаевская железная дорога. Ходит историческая байка что эта дорога прямая потому, что царь взял да и проложил её по линейке, плевать ему было на крестьян, которые там будут загибаться в болотах! Да еще, есть там один изгиб, который оставил палец императора!
На самом деле изгибов там особых нет. Вот с этого места начинаются танцы с бубном! История про загиб исходит от варианта строительства дороги с заходом в Новгород, не про Нижний Новгород тут речь, а про Новгород типа Великий который на Волхове! Но царь сказал стройте прямо! Прямо это как раз Нижний Новгород. Тут дело в том что история шоссе и история ЖД дороги так переплетаются что бывает авторы путаются что там кто когда строил. Особенно если речь заходит об участке Нижний Новгород Москва. Вот например есть такая фраза — По воспоминаниям А. И. Дельвига, к изысканиям приступили летом 1857 года; при прокладке трассы изучались проект и сметы, разработанные Вонлярлярским, а также использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород в 1845 году.
Хотя в большинстве источников про строительство шоссе говорится о 1836-1837 годах.
Что интересно сейчас прямой является ЖД от Москвы до Петербурга, а вот шоссе петляет и заходит в Великий Новгород, а на участке от Москвы до Нижнего Новгорода петляет наоборот ЖД, а вот шоссе идет на многих участках по прямой не взирая на овраги!
На старой карте и на современном варианте на подступах к Царскому селу и жд и шоссе сливаются в одну линию и эта линия точно соответствует той линии что идет на старой карте!
Если доверять старой карте а вернее году её выпуска то логично предположить что та старая шоссейная дорога использовалась для прокладки ЖД дороги, пусть не везде но в основном! До Москвы, а вот от Москвы до Нижнего сохранилось старое шоссе которое модернизировалось, но в общем то не менялось!
Не знаю что проще построить ЖД или шоссе пусть и с гравийным покрытием но вот то что дорога проложена по линейке и во многом соответствует старой карте на которой есть множество других дорог так же идущих по ленейке вызывает массу вопросов по поводу технических возможностей начала 19 века!
Мы знает что такое «Римская дорога»

19.jpg

06b75c56809f.jpg

Но ведь эту дорогу так же можно назвать дорогой с гравийным покрытием, ну условно хотя бы!
А вот дороги ЖД, они то же как бы с гравийным покрытием.

27.jpg
В истории Николаевской дороги есть интересный момент, что сначала её планировали как просто дорогу по которой собирались пускать «поезда» дилижансов. Споры шли что мол зимой её заметет и поезда сойдут с рельс!
Вот например один из мостов Московского шоссе.

image1297719424.jpg

В чем тут подвох? В технологиях строительства! Либо это вот такая дорога, как у Шишкина на картинах — грязь и канавы, гати там всякие и строят её вот так…

7167.jpg

Либо это шоссе и строят её экскаваторами и паровыми машинами тысячи людей и по сложности работы такая дорога мало отличается от современных. Протяженность, прямота и природные условия обязывают! Либо это байки и в 1830 году, до появления паровых машин и прочих экскаваторов ей построить не могли!
Однако есть еще один вариант развития событий — все эти дороги построили после 1853 года и построили с применением паровых машин и прочего как раз к открытию Ярмарки 1861 году, а к Выставке в НИжнем Новгороде все закончили в 1891 году до Урала, ну а дальше начали транссиб строить!
И не было ни каких Бетанкуров и Монферанов, нет они конечно были только звали их по другому… а эти чудо богатыри ушли в прошлое, что бы оно стало славным и великим!
Вся эта история с дорогами упирается как не странно во Всероссийскую промышленно — художественную выставку в НИжнем Новгороде, крупнейшую в мире!!! Крупнее была только в Чикаго… ( ну может в Сан-Франциско :::-))))
ТО есть вопросов стало еще больше, нужно разбираться в этом периоде — 30 годах 19 века. У меня просьба к читателям… я дал ссылку на карту, где есть возможность посмотреть в хорошем разрешении, вот было бы здорово наложить старую карту на современную и посмотреть не только дороги, но и другую разметку!

(27) комментариев

  1. axsmyth говорит:

    Если вы мне найдёте эту карту в виде файла, то попробую поколдовать. Сам поискал, но пока встречаются ссылки, задействующие движок ретромапа.

  2. ext_2207425 говорит:
  3. skunk_69 говорит:

    Значит строили в 50-е? А как же гиганты? 😀 Может они нафулюганили, ну или там вездесущий Монферран Леонардодавинчевич Питерпервый? 😀 Нет, не боги горшки обжигают. А датировка…ну подумай сам рельсы — это прокат и бессемеровская сталь…бессемеровская сталь это 1856 год, а прокатный стан это 1859 год, паровоз…ну, как тебе сказать, патрон придуманный на 30 лет раньше ружья — согласись, нелепо…первый реальный пароход это 1836-1839 годы, царскосельская дорога 1836 год? почему нет, по ней КОНКИ БЕГАЛИ, а после промышленных революций весны народов появились и паровозики (сопротивление движению в воде и на суше на порядок различаются, так что первыми были пароходы) ну и т.д.

  4. vaduhan_08 говорит:

    А причем здесь гиганты? Что покоя не дают?
    Я то вот как раз думаю и что? Ух ты бессемеровская сталь в 1856 году… а вот Брюнелю было чихать взял и закатил Левиафан и Мост принца Чарльза в 1853 году да так что мост до сих пор стоит! А его папашка тунель под Темзой вырыл еще раньше и все без проката и бессемера, ручками наверное ручками ковали!
    Ну и карта все же датирована 1831 годом, мне что не верить в датировки карт??? А на карте то дорог и каналов как грязи, правда нет еще кронштадских фортов!?
    Я то вот думаю и гадаю и вам того же желаю но я так понимаю что у вас уже все ясно, картина мира сложилась!
    Я пытаюсь донести до вас одну простую мысль — история что понаписана вполне возможно что тут вы правы вся в конце 19 века, я имею ввиду деяния царей, а вот то что мы видим на земле ввиду построек они имеют свою историю и вот она и не вписывается в деяния царей. Вот вы прочитали про дорогу а масштаб этой деятельности стал понятен это же 112000 км, по пересеченной местности да еще с инфраструктурой вдоль дорог! И каналы мариинской системы и питергофа и С.Петербурга это как и кто и все в 19 веке… ну может быть и так скорее всего что так…. но вот только это совершенно не подходит под «описанные деяния царей» и крестьян сиволапых!

  5. sobakazoga говорит:

    Дык, если присмотреться, то Шишкиным изображён вполне себе один из эпизодов строительства вполне себе двухпутки с параллельной телеграфной линией вполне себе в соответствии с законами перспективы.
    Зачем Вас так смущает хобот с тачкой — хобот с тачкой великая сила!
    «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор» — народная мудрость.
    Паровой достаточно только камнедробилки.

  6. vaduhan_08 говорит:

    Я понимаю Ваш задорный скепсис, но Вы не пожалейте времени откройте карту на ретро мэп где можно ее смотреть в подробностях и откройте спутниковую и сравните, дороги, разметку (сейчас там «торфоразработки») самое главное что поражает это масштаб!!! Ну ладно даже по официальной версии в 30х годах были уже и пароходы и паровые машины…. но все вместе вся логистика этой мега стройки это же не только нижний это же и деревеньки вдоль дорог и церквушки и мосты и каналы в это же время, вот именно когда смотришь на это все то становится не понятно…. как же так?

  7. razgulay говорит:

    Для езды на телеге дороги не к чему,да и мосты тоже достаточно парома

  8. sobakazoga говорит:

    Упс, вот, выше — для езды на телеге дороги ни к чему — здесь всё зло!
    Надо ясно понимать, что железная дорога суть гатевая дорога (поперечные шпалы, связанные в единое целое железной полосой, по которой едет телега), рассчитанная под доступное на тот технологический момент средство передвижения с паровым котлом, читай нев… пардон, телега очень большого веса.
    Вот и всё. Такшта, Вадим, по формальному признаку и Вы и Шишкин абс правы — ручной труд применялся на строительстве гатевых дорог.
    Пример из недавнего прошлого — торфоразработки, где узкоколейка укладывалась просто в болото.
    Соответственно, из любой жд автоматически получаются автобаны Гитрела, при изменении всего лишь одного параметра — веса самодвижущейся телеги.
    Спасибо, отличный пост, потащу к себе.

  9. mylnikovdm говорит:

    По датировкам, версия интересная.

    А что касается технологий строительства, то на последней картине изображено как раз строительство железной дороги. Но если железную дорогу можно построить вручную, согнав большую толпу рабов, то почему гравийное шоссе нельзя?

    Я много раз бывал в музее нашего тракторного завода, где есть много архивных фотграфий о том, как этот самый завод строился в конце 1920-х начале 1930-х годов (запустили завод в 1933 году). Так вот там процесс строительства выглядит точно так, как на последней кратине. Огромное количество людей с тачками. Практически всё строилось вручную. Плюс, у меня имеется собственный армейский опыт, когда нам тоже много чего приходилось делать вручную. Согласен, что это тяжело и очень долго, но вполне возможно. Мы строили так называемое «новое стрельбище» и пять месяцев копали грунт вручную, вывозя его на очень похожих тачках, только металических. А когда к зиме стало очевидно, что мы сделали только половину требуемого объёма работ, и до морозов точно не успеем, начальство с кем-то там где-то там договорилось и к нам пригнали огромный чебоксарский трактор Т-330, который оставшуюся половину работ сделал за четыре дня. Но если бы начальству не требовалось прогнуться перед вышестоящим начальством, то на следующий год уже следующий призыв за очередные пять месяцев вручную бы докопали всё, что требовалось. Так что, глаза боятся, а руки делают…

  10. vaduhan_08 говорит:

    Это вам кажется просто и понятно когда вы смотрите на маленький участок как на картинке ну да даже сейчас вот чернорабочие руками копают бывает…. но Вы посмотрите на всю карту сколько там дорог!!! А если осознать расстояние от Питера до Нижнего да еще и каналы сюда же приплюсовать да еще и всякие дворцы с Исакиями ( а все это в то же время!!!) а Питер с набережными а обводной канал а каналы Петергофа а мариинской системы и все это примерно в то же время!!! Ну как хватит ручек и тачек???

  11. yuri_shap2015 говорит:

    Самое интересное, что вокруг Москвы, очень много иделано прямых участков дорог во все направления. Питерская трасса, одна из них. Посмотрите на юг, Киевская, Калужская, Варшавка, дорога на Рязань, на Ярославль… они тоже идеально прямыми участками…. И что интересно, резкие изгибы идут в местах пересечения с реками… Т.е. овраги, коих просто немерянно, как бы никого не смущали, а вот где реки, уже запетляли… Очень интересно именно ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ — Дорога Москва-Серпухов. А именно, дороги раньше шли строго через населенные пункты, но вот эта дорога от Подольска до Чехова, почему-то уходит резко за Железную дорогу, и идет мимо них..
    но есть просеки интересные
    https://yandex.ru/maps/213/moscow/?source=serp_navig&ll=37.388116%2C55.233890&z=12&rl=37.60362669%2C55.59964882~-0.01853943%2C-0.05329782&l=sat%2Cskl
    Более того, и ЖД на Тулу, тоже оччччень прямые участки.
    После Чехова до Серпухова, опять идеально прямая. После серпухова в сторону Тулы, тоже очень прямой участок…
    Дорога на Рязань, через Коломну — тоже много прямых участков…
    А вот еще один странный:
    https://yandex.ru/maps/?source=serp_navig&ll=38.239730%2C56.211276&z=10&l=sat%2Cskl&rl=38.15052650%2C56.12894587~0.18333435%2C0.08695250~0.35864874%2C0.17348669
    Город Красноармейск, идеально прямая тупиковая дорога… Но, если ее продлить дальше, то попадаете строго в один интересный город — Александров, тот самый, где якобы Иван Грозный построил свою загородную резиденцию опричную.. и где до сих пор библиотеку его безуспешно ищут… И к которому прямых дорог сегодня почему-то нет… Но то наверное совпадение… Случайное наверняка…

  12. vaduhan_08 говорит:

    Да!!! Я не стал писать про все это!!! Сразу в голову не полезет! Кстати Рязань стоит на прямой линии от Питера тверь москва рязань и…. саратов причем что интересно если вы не видите прямой линии это не значит что её нет, надо присмотреться и будет либо ЛЭП, либо шоссе либо дорога ЖД, причем бывает с прямой сходит дорога жд а на неё заходит либо ЛЭП либо шоссе! Чудеса!
    Жаль сложно мне возиться со спутниковыми картами делать с них фото сопоставлять, может попробуете — материал же интереснейший!!! Сколько об этом говорили, а тут вот разгадка на носу!
    Варшавское шоссе вообще как бы самое старое на руси! :::-)))

  13. alexandrafl говорит:

    Пробовала накладывать старинную карту на топографическую — неточность идет по широте. Что и следовало ожидать. А так дорога ложится почти идеально.
    А вас не заинтересовало, почему эта дорога ведет прямиком в район ковша Петербургского порта? Не в центр?
    Эти направления сохранились и в наше время. Продолжением М-10 является Краснопутиловская улица, а упирается она в Комсомольскую пл., т.е. в тупик.
    Возможно, южный берег Маркизовой лужи хранит великие тайны…

  14. vaduhan_08 говорит:

    Там одна сплошная тайна!
    Насколько сдвиг по широте?

  15. mylnikovdm говорит:

    У меня в репосте интересный комментарий:

    «Пробовала накладывать старинную карту на топографическую — неточность идет по широте. Что и следовало ожидать. А так дорога ложится почти идеально.
    А вас не заинтересовало, почему эта дорога ведет прямиком в район ковша Петербургского порта? Не в центр?
    Эти направления сохранились и в наше время. Продолжением М-10 является Краснопутиловская улица, а упирается она в Комсомольскую пл., т.е. в тупик.
    Возможно, южный берег Маркизовой лужи хранит великие тайны…»

    А вот это очень интересное наблюдение!

    Получается, что данное направление было задано дороге ещё до последнего катаклизма, поскольку в момент строительства дороги вести её в то место смысла не было, так как морской порт в самом Санкт-Петербурге появился только после 1885 года, когда достроили Путиловский канал, позволявший морским торговым судам проходить по Финскому заливу. А до этого момента все морские суда доходили только до Кронштадта, где и располагался морской порт. Тут фокус в том, что до того момента, пока не был вырыт Путиловский канал по дну Финского залива, глубина самого залива была очень мелкой. Но самое главное, что из-за слишком большой его площади в нём не было постоянного фарватера, так как течение Невы намывало или размывало мели всё время в разных местах.

    То есть, старое направление дороги ведёт к старому порту, который существовал до катаклизма. Возможно, что до катаклизма либо была другая конфигурация самого Финского залива, либо там тоже был канал, который был этим катаклизмом разрушен.

  16. alexandrafl говорит:

    И еще возникает закономерный вопрос:
    А что тогда строили в Адмиралтействе??
    Баркасы??

  17. ext_2979759 говорит:

    О, про дороги опять. Дык дорога эта — только частный случай, того что снимки с воздуха открыли по всему миру. Ковыряться можно, токмо бестолку. Смотрим на то, на что дают посмотреть.

  18. vaduhan_08 говорит:

    А что делать? :::-))) но и того что дают вот как хватает, спорим до хрипоты — может не может!

  19. axsmyth говорит:

    А вот, кстати, выдержка из Википедии
    В Российской империи до 1844 года географическая долгота мест относилась к Гринвичскому меридиану, и только в 1844 году начальным (нулевым) меридианом для страны был избран Пулковский меридиан.

    А карта заявлена 1831-м годом. Несходнячок-с. К сожалению, я не помню, в какие годы у нас использовался ферровский меридиан. Фигня с датировкой карты, адназначна.

  20. 4elovekizgoroda говорит:

    в ози надо было привязываться.в ози. А не эрчем.по каким нибудь рукотворным объектам гарантированно существующим на то время.
    А так как бывший турист и немного копатель родного края,поэтому и насмотрелся этих ”старинных”карт поддержу axsmyth.
    карта подделка с современной.в эрче наложишь ландшафт один в один.так не бывает.
    за 200лет он бы сильно изменился

  21. atarigrey говорит:

    Еще есть вот такие интересные остатки ЖД, на западе МО, от Волоколамска, в сторону Смоленска.
    Вот с такими остатками от ДЖ конструкций:

    Советую расмотреть на Викимапии, отмеки этой дороги и сооружений полностью:
    http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.947277&lon=35.417862&z=11&m=b&show=/33302835/ru/Участок-насыпи-железной-дороги-Волоколамск-Витебск
    Кстати, остатки насыпи упираются в весьма любопытный, абсолютно прямыми улицами, городок Сычевка.
    И еще немного про эту ЖД с интересными фотками:
    http://www.vrigash.ru/content/history/history02.html#otr2
    И еще фотки отттуда:
    https://fotki.yandex.ru/users/janusi4ek/album/220724?&p=2

  22. vaduhan_08 говорит:

    Ого… как много интереснейших фотографий и информации!!! Напишите сами, было бы здорово! А мы почитаем и себе скопируем, подключайтесь к процессу!!!!!

  23. infin56 говорит:

    А от Нижнего дорога шла на Казань и была построенна ещё при Екатерине. Так и называлась «Екатериненский тракт» или «Берёзовый тракт» вдоль были посаженны берёзы по ней ещё шли декабрситы в ссылку и каторгу. Из части этой дорги ( а это огромные камни) выложен погреб в доме у моей бабушки))) До сих пор дорога местами ещё осталась.

  24. vaduhan_08 говорит:

    Березовы тракт как бы дальше даже идет, есть остатки под Самарой, и сызранью — типичная римская дорога!

  25. polesh_chuk говорит:

    Проектировавшие ж/д С-Петербург-Москва, к своему удивлению, при рекогносцировке обнаружили оставшуюся от петровских времён просеку в лесах. Это направление и было использовано в дальнейшем.

  26. ext_3709403 говорит:

    Старинные дороги отличного качества, выдерживают нагрузку даже современного транспорта без деформаций и др. Так вот, если работать в ручную, такой дороги одними лопатами и тачками не построить. Если вместо грейдера еще можно псотавить сотню мужиков, так, например, вибраторы, виброплиты не заменит никто. Ногами-руками утрамбовать такое авсолютно невозможно. Сила не та. А трамбовка изпользовалась — это очевидно.
    Вопрос стоит очень остро — КАК они это делали?

  27. globbus говорит:

    Полезно почитать воспоминания П.П. Мельникова о начале изысканий Московской железной дороги (так она называлась на стадии П ). Там любопытные факты в т.ч. и о Московском шоссе, и о Петровской дороге

Обсуждение закрыто.