история

Будайский тоннель.

Оригинал взят у mila_hunguide в Будайский тоннель.

Во всех будапештских путеводителях написано, что тоннель под Крепостным холмом в Буде построен Адамом Кларком, возглавлявшим строительство Цепного моста Сечени.

Да что там путеводители, об этом рассказывает и мемориальная доска на стене тоннеля.

Так-то оно так, но научные исторические исследования до сих пор не дают точного ответа на вопрос, а кому же принадлежат первые чертежи тоннеля — шотландскому инженер Адаму Кларку или британскому инженеру Уильяму Тёрнеи Кларку. Из-за сходства фамилий без путаницы не обошлось. Может, именно из-за этого и испортились, а затем закончились окончательным разрывом отношения между двумя инженерами.
Пока историки сходятся на том мнении, что первые расчёты и чертежи сделал всё-таки Уильям Кларк, а окончательные — Адам Кларк.

Megkezdték a budai Váralagút építését

Однако идея строительства тоннеля возникла задолго до приезда обоих Кларков в Будапешт.
В 1837 году венгерский инженер Даниэль Новак (Novák Dániel) выдвинул идею о строительстве тоннеля, который бы соединил Буду и Пешт. Согласно его проекту, тоннель начинался бы от приходской церкви в будайском районе Кристинаварош и, пройдя под Дунаем, заканчивался бы на пештской улице Мажа (сегодняшнее название — улица Весов, Mérleg utcа).

В то время в Англии под руководством Марка Брюнеля (Marc Brunel) успешно продвигалось строительство тоннеля под Темзой — может быть, именно это обстоятельство воодушевило Новака на смелый проект. Однако Городской совет посчитал это предложение неосуществимым. Тогда инженер выполнил новый проект, предлагавший соединить тоннелем район Кристинаварош и пештскую набережную. Второй проект тоже был отклонён.


Рисунок 1869 г.

Тоннель в 1880-ых годах. Фото из музея в Кишцелли
(Goldmann Mór felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)

В 1842 году идею строительства тоннеля сквозь Крепостной холм выдвигал Иштван Сечени.
В 1845 году был принят окончательный проект, в апреле 1848 года было решено начать строительство. Когда газетчики узнали об этом, в венгерских и зарубежных газетах появилось множество статей об интересном и сложном проекте. Однако статьи оказались несколько преждевременными, так как в марте 1848 года началась венгерская национально-освободительная революция, тут уже было не до тоннелей!

Тоннель в 1896 г. Фото из музея в Кишцелли
(Erdélyi Mór felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)

После подавления революции австрийские власти и слышать ничего не хотели о строительстве, так как считали, что это значительно подорвёт безопасность будайского Королевского дворца. Особенно яростными противниками тоннеля были австрийский фельдцейхмейстер Юлиус Якоб фон Хайнау и австрийский юрист и политик барон Александр фон Бах, опасавшиеся того, что строительство тоннеля — это тайный стратегический план венгерских революционеров.


Тоннель в 1916 г. Фото отсюда.

Вице-палатин Йожеф Юрмени решил во что бы то ни стало претворить идею о строительстве тоннеля в жизнь. Он снова создал "Общество по строительству тоннеля" и до тех пор "бомбардировал" австрийский двор прошениями, пока не получил согласия императора. Франц Иосиф даже распорядился выделить для строительства 800 центнеров пороха с условием того, что армия в дальнейшем будет иметь возможность беспрепятственно пользоваться тоннелем.
Наместнический совет (Helytartótanács) поставил перед инженерами непременное условие о строительстве т.н. "пробного хода" и установки прочных железных решёток на его входах. Кроме опасений о целесообразности дорогостоящего проекта многие высказывали сомнения относительно того, что концы тоннеля встретятся.
Инженеры пытались переубедить австрийские власти и городское начальство, однако эти попытки не увенчались успехом, и строительство тоннеля началось с бурения "пробного хода".
25 октября 1853 года последние сантиметры породы между обоими концами тоннеля были преодолены в присутствии руководителей Общества. Эх, чудо-чудное, диво дивное — концы тоннеля, словно прочерченные по линейке, встретились! По узкому коридору, освещённому масляными лампами, члены Общества радостно преодолели
349,66 метров тоннеля, построенного в рекордные сроки (семь с половиной месяцев).
С восточной стороны тоннель был украшен порталом в стиле неоклассицизма по проекту Адама Кларка, западные ворота в стиле романтизма проектировал Лайош Фрей
(Frey Lajos).

До 1918 года пользование тоннелем было платным: пешеходы должны были раскошелиться на 1 крейцер,   всадники — на 3, а владельцы двухконных повозок — на 6 крейцеров.

Тоннель в 1929 г.
(Balogh Rudolf felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)


Руины на площади Кларка и разрушенный тоннель. 1945 г.

(Manninger János felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár)

Так как ещё во время строительства тоннель был соединён подземным ходом с площадью Святого Георгия на вершине Крепостного холма, во время ВМВ эсэсовцы с нилашистами разместили там один из своих секретных командных пунктов.
Разрушенный тоннель восстановили в 1949 году. Тогда там решили оставить пешеходный тротуар только с одной стороны, таким образом дорожное полотно было расширено до 6,9 м.


Западные ворота тоннеля после войны. 1945 г.

Площадь Адама Кларка и тоннель в 1970-ыe годы
(Ismeretlen felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)

В 1973 году была проведена последняя реконструкция.

Tavaszi nagytakarítás: mossák a Váralagutat, a Lánchidat és a Szabadság hidat

Два раза в год по ночам проводят "генеральную уборку" тоннеля.


Фото отсюда

(13) комментариев

  1. dartii говорит:

    зная как строят туннели сейчас с помошью проходческих машин не понятно как его построили в ручную в XIX веке

  2. vaduhan_08 говорит:

    МАрк Брюннель — отец того самого Брюнеля который «построил» Левиафан создал проходческий щит, которым принципиально пользуются до сих пор, пишут что работали там пневматическими инструментами и гидравлика! В ручную такую фигню не построить хоть семь пядей во лбу!

  3. dartii говорит:

    гидравлика и пневматика в XIX веке это конечно интересно Хорошо бы посмотреть на сами инструменты того времени

  4. i_mar_a говорит:

    А как строили до 19 века? Вся планета пронизана подземными тоннелями.

  5. dartii говорит:

    ну этого я не знаю Но так просто такой туннель не построить Посмотрите на его высоту

  6. i_mar_a говорит:

    http://i-mar-a.livejournal.com/84308.html И это не полный список.

  7. ugly_troll говорит:

    да всё просто: деревянная лопата, обитая стальным прокатом (жестью) и пердячий пар делают такие проекты легко осуществимыми…)))))

  8. dartii говорит:

    не большой тоннель еще таким образом можно выкопать а вот такой уже сложно если вообще возможно
    Что бы избежать обрушения надо крепить бетоном и арматурой стены Это и сейчас не очень просто сделать а в XIX веке это было сложностью и подавно

  9. ugly_troll говорит:

    друх, ты слыхал такое слово: САРКАЗМ?
    чi нi? я же там скобки (смайлики) поставил….

  10. ev_gen_iys говорит:

    А если предположить что его просто восстановили. Т.е. тоннель был, но заваленный и заброшенный.
    Тогда и сроки «строительства» вполне уместны. За 7 месяцев расчистили, отреставрировали и привели в порядок.

  11. dartii говорит:

    ну это и есть единственный реалистичный вариант )))

  12. ev_gen_iys говорит:

    Так как ещё во время строительства тоннель был соединён подземным ходом с площадью Святого Георгия на вершине Крепостного холма… — даа, такая мелочь несущественная,
    что о ней можно упомянуть всего одной строкой…, хотя сделать ответвление наверх
    не так уж и просто.

    Эх, чудо-чудное, диво дивное — концы тоннеля, словно прочерченные по линейке, встретились!
    Не врут однако.)) Они и были прочерчены по линейке, правда лазерной, лет так много
    до этого «строительства».

  13. yuri_shap2015 говорит:

    Эх как хорошо, табличку повесил, и все. значит так оно и есть. Построен тогда то тем-то. Фсе. А темпы строительства, случайное совпадение -попадание в одну точку. Внешний вид в стиле «классицизма», как строили, без проходческого щита? Без тюбингов, высота более 10 метров, и чтобы это все не завалилось…. Столько случайных совпадений!!!! Так же бывает, особенно если это происходило в 19-м веке…. Времена были тогда … ЧУДЕСНЫЕ…. Но раз ОИ нам говорит было, значит было…

Обсуждение закрыто.